Новое в регулировании закупочной деятельности АУ

Правила ведения закупок, установленные для заказчиков Законом № 223-ФЗ[1] и подзаконными актами, продолжают дорабатываться. Более жесткое регулирование вводится в отношении самых разных сторон закупочной деятельности – от планирования закупок до участия в них малых и средних предпринимателей. Наиболее существенные изменения либо уже начали действовать, либо вступят в силу в ближайшем будущем. В чем они заключаются?

 

В июне и июле этого года принято сразу несколько поправок в отношении закупочной деятельности заказчиков, к числу которых относятся и автономные учреждения. Другая же группа поправок (нормативные акты) были приняты раньше, но их вступление в силу отложено на начало 2016 года. Рассмотрим некоторые новые нормы.

 

Закупки только по плану

 

С 10 января 2016 года заказчикам необходимо осуществлять все свои приобретения в соответствии с планом закупки. Федеральный закон от 13.07.2015 № 249-ФЗ внес в ст. 3 Закона № 223-ФЗ дополнительную ч. 5.1, которая устанавливает такую обязанность.

Согласно приведенной норме договоры на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг должны заключаться только на основании плана (если сведения о таких закупках включаются в него в обязательном порядке), размещенного в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит публикации). Исключение будут составлять лишь случаи возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения указанных ситуаций.

В настоящее время в Законе № 223-ФЗ нет нормы, прямо указывающей на данную обязанность, и на практике заказчики пользуются этим – включают в план далеко не все проводимые закупки. Подобные действия уже становились предметом спора между участником закупки и заказчиком. В частности, такую ситуацию рассмотрело Санкт-Петербургское УФАС (Решение от 31.03.2014 № 12/5400 по делу № Т12-103/14). Как следует из документа, одна из претензий участника касалась невнесения изменений в план закупки: заказчик опубликовал на официальном сайте zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого конкурса, однако эта закупка не была включена в план. Антимонопольный орган установил, что спорная закупка действительно не соответствует плану, утвержденному заказчиком и размещенному на сайте, и признал это нарушением положений ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Однако указанный орган посчитал, что данное действие заказчика не повлияло на результаты конкурса, и не стал выдавать ему предписание.

Введение нового правила означает, что заказчики должны более ответственно подойти к формированию и поддержанию в актуальном состоянии планов закупки: при возникновении новых потребностей необходимо своевременно вносить изменения в плановый документ и публиковать их на сайте закупок. Однако формулировки нормы позволяют корректировать план уже в процессе проведения закупки (если это не противоречит другим нормам Закона № 223-ФЗ и положению о закупке заказчика) – плановому документу должен соответствовать именно договор, заключаемый с контрагентом, а не сама закупка.

 

Закупки консультационных услуг

 

В отношении консультационных и аудиторских услуг (за исключением обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика) могут быть установлены особенности осуществления закупки. Полномочие Правительства РФ определять особенности таких закупок для отдельных заказчиков закреплено в п. 3 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ (норма введена Федеральным законом от 29.06.2015 № 210-ФЗ и вступила в силу 1 июля 2015 года).

Но кто именно подразумевается под отдельными заказчиками? Как разъяснено в Информационном сообщении Минфина РФ от 15.07.2015[2], к этой категории относятся все юридические лица, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ. То есть если Правительство РФ установит особенности закупок названных услуг, эти правила будут распространяться на всех исполнителей Закона № 223-ФЗ, в том числе на автономные учреждения.

 

Закупки инновационной продукции

 

Следующая поправка касается инновационной и высокотехнологичной продукции, которую закупают заказчики. Как сказано в ч. 4 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, критерии отнесения товаров, работ, услуг к такой продукции для целей формирования «инновационного» плана закупки устанавливают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование в установленной сфере деятельности. В продолжение этой нормы заказчики будут наделены новой обязанностью – определять перечень товаров, работ и услуг, удовлетворяющих критериям инновационной или высокотехнологичной продукции. Дополнительная ч. 4.1 введена в ст. 4 Закона № 223-ФЗ (см. Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ) и вступит в силу 1 января 2016 года.

У заказчиков возникнет и другая обязанность. Они должны будут сформировать положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ и услуг, удовлетворяющих критериям инновационной продукции и высокотехнологичной продукции.

Вероятно, данные изменения внесены в законодательство для того, чтобы сделать более очевидной взаимосвязь общих критериев, установленных федеральными министерствами, с конкретными видами товаров (работ, услуг), указываемыми заказчиками в «инновационных» планах в качестве предмета закупки. Однако остается открытым вопрос о том, нужно ли публиковать эти перечни в единой информационной системе (на официальном сайте zakupki.gov.ru).

 

Закупки у малого и среднего бизнеса

 

Критерии признания юридических лиц малыми и средними предприятиями изменены и заказчикам следует учитывать это при осуществлении закупок. Ведь у многих автономных учреждений в основном именно малые и средние предприниматели выступают участниками закупки и исполнителями договоров. А обязанность размещать в единой информационной системе (на сайте zakupki.gov.ru) сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных с субъектами малого и среднего бизнеса, в силу п. 4 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ существует у всех заказчиков.

Согласно новой редакции п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», начавшей действовать 30 июня 2015 года, два из трех условий отнесения фирм к рассматриваемой категории претерпели изменения.

 

С 2016 года заказчики должны осуществлять закупки в точном соответствии с планом. Для этого автономные учреждения должны поддерживать свои планы закупок в актуальном состоянии.

 

Во-первых, суммарная доля участия иных юрлиц в субъектах малого и среднего предпринимательства возросла с 25 до 49%. Речь здесь идет об участии юрлиц, не относящихся к малому и среднему бизнесу, а также иностранных юридических лиц.

Во-вторых, для предпринимателей вдвое увеличены предельные значения выручки (Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702[3], начавшее действовать 25 июля 2015 года, заменило ранее действовавшее Постановление от 09.02.2013 № 101). Теперь выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать следующие значения:

  • 2 млрд руб. – для средних предприятий (вместо 1 млрд руб.);
  • 800 млн руб. – для малых предприятий (вместо 400 млн руб.);
  • 120 млн руб. – для микропредприятий (вместо 60 млн руб.).

Предельная численность работников для всех категорий субъектов малого и среднего предпринимательства осталась прежней.

Для заказчиков, работающих в рамках Закона № 223-ФЗ, последствия смягчения условий отнесения юридических лиц к малому и среднему бизнесу могут быть такими: автоматически увеличится количество договоров, заключаемых с рассматриваемыми категориями юрлиц, – просто в силу того, что туда попадут те поставщики, параметры деятельности которых раньше превышали установленные предельные значения.

 

Закупки крупных заказчиков у малого и среднего бизнеса

 

Сказанное в предыдущем разделе имеет отношение во всем заказчикам, но в первую очередь к тем, для кого законодательно закреплена обязанность совершать определенные объемы закупок у малых и средних предпринимателей. В эту группу входят лишь самые крупные заказчики, суммарный объем выручки которых от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг за предшествующий календарный год превышает 1 млрд руб., – для них обязанность по соблюдению указанных объемов закупок вводится с 1 января 2016 года[4].

Подавляющее большинство автономных учреждений не имеет такого объема выручки, однако некоторые АУ (например, федеральные университеты) все же попадают в категорию крупных заказчиков. Поэтому кратко остановимся на ключевых моментах, определяющих особенности закупок у малого и среднего бизнеса.

Как следует из п. 4 Положения № 1352, крупные заказчики могут привлекать малых и средних предпринимателей таким образом:

  1. на общих основаниях – наравне с другими участниками, перечисленными в ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ;
  2. посредством организации отдельных закупок, участниками которых являются только малые и средние предприниматели (заказчик утверждает специальный перечень предметов закупок; при стоимости товаров, работ или услуг, включенных в него, менее 50 млн руб. организация подобных закупок является обязательной, а при стоимости от 50 до 200 млн руб. – добровольной);
  3. посредством привлечения субподрядчиков – субъектов малого и среднего бизнеса (заказчик в закупочной документации устанавливает требование к участникам закупки о привлечении к исполнению договора таких субподрядчиков).

Ежегодная доля закупок у малых и средних предпринимателей должна составлять не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам всех закупок (п. 5 Положения № 1352). При этом суммарная стоимость договоров, заключенных по результатам закупок, организованных только для предпринимателей, не может быть меньше 10% стоимостного объема договоров, заключенных по результатам всех закупок.

По итогам года заказчикам необходимо составить и разместить в единой информационной системе (на сайте zakupki.gov.ru) отчет о закупках у малого и среднего бизнеса. Согласно ч. 21 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, вступающей в силу 1 января 2016 года, информацию о годовом объеме таких закупок нужно опубликовать не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Если это не будет сделано в срок, размещенная информация окажется недостоверной либо заказчик не выполнит установленный объем закупок, то с 1 февраля до 31 декабря очередного года положение о закупке такого заказчика будет считаться не размещенным надлежащим образом. Следовательно, в данный период заказчику придется руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ[5] (ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Отметим, что если крупные заказчики – автономные учреждения начнут по-новому осуществлять закупки у малого и среднего бизнеса с 1 января 2016 года[6], обязанность составлять и публиковать соответствующие отчеты возникнет у них только в 2017 году.

 

* * *

 

Самое значительное изменение, которое ожидает заказчиков в 2016 году, – проведение закупок в точном соответствии с планом. А значит, автономным учреждениям следует более тщательно подходить к вопросам планирования закупочной деятельности и внесения корректив в плановый документ.

Вторая по значимости новация – изменение критериев малого и среднего бизнеса. Оно коснулось поставщиков автономных учреждений и участников их закупок. Существенного влияния на деятельность АУ это новшество не окажет (если только учреждение не относится к крупным заказчикам с выручкой более 1 млрд руб.), а вот цифры в отчетности по заключенным договорам изменить может.



[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[2] «Об изменениях, внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 № 210-ФЗ».

[3] «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

[4] См. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Положение № 1352).

[5] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[6] В сферах деятельности автономных учреждений вряд ли можно получить годовую выручку более 10 млрд руб., соответственно, даже самые крупные АУ не подпадают под норму о проведении по новым правилам закупок у малого и среднего бизнеса с 1 июля 2015 года.

 

,
главный редактор журнала
"Руководитель автономного учреждения", №8, 2015 г.

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.