Совместные закупки в рамках Закона № 223-ФЗ.

В отличие от Закона № 44-ФЗ[1], где совместным закупкам посвящена отдельная статья (в части проведения совместных конкурсов и аукционов[2]), Закон № 223-ФЗ[3] их осуществление никак не регулирует. Но в последнем законе не содержится и каких-либо ограничений по использованию данных процедур. Поэтому у заказчиков, работающих в рамках Закона № 223-ФЗ (в том числе у автономных учреждений), есть возможность обращаться к таким закупкам, хотя распространенным подобный опыт не назовешь. Рассмотрим регулирование и практику проведения совместных закупок.

 

Особенности совместной закупки.

 

Сущность совместной закупки заключается в том, что один заказчик, имеющий потребность в определенных товарах, работах или услугах, осуществляет закупку общего объема этих товаров (работ, услуг), рассчитанного исходя из потребностей не только данного, но и других заказчиков. По результатам закупки «головной» заказчик заключает договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на свой объем товаров (работ, услуг), а другие заказчики – в соответствии со своими потребностями. Считается, что в силу большего масштаба закупки такая конструкция позволяет обеспечить приобретение товаров (работ, услуг) по меньшей («более оптовой») цене, нежели в ситуации, когда каждый заказчик самостоятельно проводил бы нужную ему закупку.

Необходимость совместной закупки может возникать, например, в следующих случаях. У нескольких подведомственных одному учредителю автономных или бюджетных[4] учреждений (допустим, региональных образовательных учреждений) появляется потребность в ГСМ для автотранспорта. Либо потребность в какой-то продукции (скажем, в трубах для трубопроводов) имеется у нескольких дочерних предприятий коммерческой организации (в том числе у «головной» организации).

Отметим, что инициатором проведения совместной закупки, как правило, становится некий «вышестоящий» орган. Это может быть учредитель автономных или бюджетных учреждений, заинтересованный в обеспечении экономии средств у подведомственной сети, или «головная» коммерческая компания, рассчитывающая повысить экономичность закупок, проводимых «дочками», а в каких-то случаях (при наличии общих потребностей) и в повышении экономичности собственных закупок. Хотя не исключается вариант, при котором заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, объединяют свои закупки для оптимизации расходов и без какого-либо сигнала «сверху».

Кроме того, для совместных закупок характерно присутствие среди заказчиков организации-«паровоза» с самой большой потребностью в товарах (работах, услугах), которая и обеспечивает «крупнооптовость» закупки, а остальные заказчики присоединяются к проводимой ею закупочной процедуре со своими относительно небольшими потребностями. Но бывает и так, что нужды всех заказчиков в товарах (работах, услугах) примерно одинаковы, а «крупный опт» как раз получается от сложения всех объемов.

 

Случаи из практики проведения закупок.

 

Совместные закупки встречаются в практике закупочной деятельности самых разных заказчиков – и автономных, и бюджетных учреждений, и коммерческих организаций с государственным или муниципальным участием. Приведем для наглядности несколько примеров.

1. В декабре 2016 года государственное бюджетное учреждение «Брянская городская станция по борьбе с болезнями животных» провела электронный аукцион для закупки различных видов вакцин с начальной (максимальной) ценой договора 88 086 руб. (официальный сайт zakupki.gov.ru, извещение № 31604366856). Закупка проводилась для нужд трех заказчиков – Брянской станции по борьбе с болезнями животных, которая одновременно выступила и в качестве организатора торгов, а также двух других областных бюджетных учреждений (Центр ветеринарии «Пригородный» и Выгоничская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных). В техническом задании каждого заказчика была указана та или иная номенклатура необходимых ему вакцин и их количество. Начальная (максимальная) цена договора складывалась из стоимости закупок для каждого заказчика, при этом стоимостная доля организатора торгов составила 74%. В документации о закупке обоснование начальной (максимальной) цены договора было тоже приведено в разрезе каждого из трех заказчиков.

В аукционе, состоявшемся 19 декабря 2016 года, приняли участие три поставщика, победителем было признано ООО «Брянскзооветснаб», предложившее цену договора в размере 75 313,88 руб. По результатам аукциона каждый заказчик, в том числе организатор торгов, должен заключить договор с победителем торгов на поставку своей части вакцин.

 


Инициатором совместной закупки может быть учредитель автономных или бюджетных учреждений, заинтересованный в обеспечении экономии средств у подведомственной сети.


 

2. В ноябре – декабре 2015 года ПАО «Ленэнерго» провело открытый конкурс в электронной форме для закупки услуг корпоративной сотовой связи в 2016 – 2018 годах для нужд четырех заказчиков – самого «Ленэнерго», ОАО «Энергосервисная компания Ленэнерго», ЗАО «Царскосельская энергетическая компания», ЗАО «Курортэнерго» (zakupki.gov.ru, извещение № 31502923654). Начальная (максимальная) цена договора была определена в размере 47 169 894 руб. Три последних заказчика – это дочерние компании «Ленэнерго», а само оно, в свою очередь, является дочерней компанией ПАО «Россети».

В документацию о закупке были включены четыре отдельных технических задания в отношении каждого заказчика, утвержденные руководителями или уполномоченными должностными лицами этих организаций. Технические задания состояли из сведений о количестве необходимых прямых и федеральных телефонных номеров, описания технических требований к услуге, плановому ежемесячному объему потребления услуг, перечня населенных пунктов Ленинградской области, где должна предоставляться услуга. Как и в предыдущем примере, в закупочной документации были приведены начальные (максимальные) цены договоров в разрезе каждого заказчика, причем доля организатора торгов, опять же, была «львиной» – 43 563 834 млн руб. Кроме того, в документации о закупке были указаны единые для всех заказчиков максимальные тарифы по направлениям вызовов за минуту (вызовы на мобильные номера оператора в рамках корпоративного договора, исходящие вызовы в роуминге по России и т. д.). А вот обоснование начальной (максимальной) цены договора ни в целом, ни в разрезе отдельных заказчиков здесь в отличие от предыдущего примера в документацию не включалось – этого не требовали положения о закупке, разработанные данными заказчиками.

В конкурсе приняли участие три сотовых оператора – МТС, «Мегафон» и «Билайн» («Вымпелком»). Согласно протоколам закупки в конкурсную комиссию входили только сотрудники одного из заказчиков (организатора торгов) – «Ленэнерго». Все участники конкурса подали заявки, содержавшие одинаковое ценовое предложение, равное начальной цене договора. По результатам рассмотрения заявки МТС и «Билайн» были отклонены в связи с их несоответствием техническим заданиям. Конкурс был признан несостоявшимся, и заказчики заключили договоры с компанией «Мегафон» как с единственным исполнителем.

3. В мае 2015 года муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 181» (Оренбург) провело запрос котировок для закупки хлеба для собственных нужд, а также нужд еще шести муниципальных учреждений дошкольного образования (zakupki.gov.ru, извещение № 31502342451). Общая начальная (максимальная) цена договора не устанавливалась, а в закупочной документации были определены семь лотов (по числу заказчиков), каждый из которых имел свою начальную цену договора (от 23 540 до 66 750 руб.). В свою очередь, спецификация (техническое задание) содержала семь разделов, где были указаны конкретные потребности каждого заказчика. Отметим, что здесь какого-то одного заказчика-«паровоза» не было.

Кроме того, в отличие от предыдущих примеров эта закупка закончилась неудачей – на участие в запросе котировок не было подано ни одной заявки. Возможно, причиной здесь стало как раз то, что закупку разделили по лотам, а закупочная документация (в частности, форма заявки) позволяла участвовать в закупке только по одному или нескольким лотам (то есть не по всем). Вероятно, это и помешало потенциальным участникам закупки составить мнение о том, что речь идет о единой закупке большого размера у одного поставщика.

 


Предметами совместных закупок становятся топливо, новогодние подарки детям сотрудников, клининговые услуги, расходные материалы для оргтехники и компьютеров и др.


 

 

В ЕИС также можно встретить информацию о совместных закупках, которые проводили и проводят заказчики в рамках Закона № 223-ФЗ для приобретения:

  • топлива;
  • новогодних подарков детям сотрудников и путевок в детские оздоровительные лагеря;
  • лакокрасочных материалов;
  • технического обслуживания газового оборудования;
  • страховых, клининговых услуг;
  • строительно-ремонтных материалов (песка, щебня);
  • программного обеспечения;
  • расходных материалов для оргтехники и компьютеров;
  • электрооборудования;
  • медицинских услуг; и др.

 

Правила, устанавливаемые заказчиками.

 

Условия и порядок проведения совместных закупок по Закону № 223-ФЗ, как и многие другие правила осуществления закупок, не регламентированные самим законом и его подзаконными актами, определяются в положениях о закупке, утверждаемых конкретными заказчиками. Аналогично иным случаям установления собственных правил закупки здесь тоже наблюдается заметное разнообразие.

Вот как осуществление совместных закупок регулируется, например, в положении упоминавшегося «Ленэнерго». Согласно данным сайта zakupki.gov.ru названный заказчик, являясь «дочкой» ПАО «Россети», принял решение руководствоваться единым стандартом закупочной деятельности (положением о закупке) «головной» организации.

В документе содержится особый раздел «Управление совместными закупками». Перечислим его основные тезисы.

1. ПАО «Россети» и его дочерние компании могут заключать с другими заказчиками, в том числе осуществляющими закупочную деятельность не по стандарту «Россетей», соглашение о совместных закупках продукции. Однако такое соглашение подписывается только при внесении в него условия, что правилами проведения совместной закупки не могут нарушаться нормы стандарта ПАО «Россети».

2. В соответствии с соглашением совместные закупки могут проводиться с соблюдением следующих условий:

  • объем закупки, сроки и условия поставки, требования к закупаемым товарам, работам, услугам, условия договора, его начальная (максимальная) цена устанавливаются для каждого заказчика отдельно;
  • требования к участникам закупки, порядок и сроки проведения закупочных процедур, критерии отбора и оценки заявок, порядок выбора победителя должны быть едиными.

3. Соглашение должно устанавливать права и обязанности заказчиков в рамках закупки, в том числе порядок согласования и утверждения извещения и документации о закупке, изменений и разъяснений такой документации, порядок формирования закупочной комиссии и ее работы, проведения заседаний и оформления ее решений.

4. В соглашении должны определяться заказчик, выступающий организатором закупки, его права и обязанности.

5. При планировании каждый заказчик включает совместную закупку в своей части в собственный план закупок. Обратим внимание на этот важный момент: подобный подход – единственно правильный при любой совместной закупке по Закону № 223-ФЗ, поскольку в план конкретного заказчика должны включаться сведения о закупке товаров, работ, услуг, необходимых для удовлетворения потребностей данного заказчика[6].

6. По результатам совместной закупки может быть заключен либо многосторонний договор между всеми заказчиками и ее победителем, либо несколько отдельных договоров между каждым из заказчиков и победителем.

 


Каждый заказчик включает в собственный план закупок свою часть совместной закупки. Подобный подход является единственно правильным при любой такой процедуре в рамках Закона № 223-ФЗ.


 

А вот какие правила совместных закупок мы видим в соответствующем разделе положения о закупке относительно мелкого заказчика – муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 323» (Уфа). Документ опубликован на сайте zakupki.gov.ru.

1. При наличии у двух и более заказчиков потребностей в одних и тех же товарах (работах, услугах) такие заказчики вправе проводить совместные закупки на основании соглашения, в котором определяются их права, обязанности и ответственность.

2. При проведении совместных закупок могут применяться следующие способы, в том числе в электронной форме: открытый аукцион, открытый конкурс, запрос котировок цен. Отметим, что в отличие от приведенного выше примера здесь имеет место ограничение способов для осуществления совместных закупок. В положении о закупке названного заказчика предусматривается применение и такого конкурентного способа, как запрос предложений, но в перечень для совместных закупок он включен не был.

3. Договор с победителем совместных закупок или участником, с которым подписывается договор, заключается каждым заказчиком (в отличие от предыдущего примера возможность заключения многостороннего договора не предусматривается).

4. Организатором совместных закупок выступает один из заказчиков, которому другие передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение указанных закупок.

5. Соглашение должно содержать:

  • информацию о сторонах соглашения;
  • информацию о предполагаемых закупках, в отношении которых проводятся совместные закупки;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • информацию об организаторе совместных закупок, в том числе перечень полномочий, передаваемых ему сторонами соглашения;
  • порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент ее работы;
  • порядок и сроки разработки и утверждения документации о закупке;
  • примерные сроки проведения совместных закупок;
  • порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных закупок.

Как видим, в любом случае важным регулятором осуществления совместных закупок становится соглашение о проведении таких закупок, которое заключают между собой разные заказчики. Если какие-то процедурные моменты не упомянуты в положении о закупке, они могут устанавливаться в данном соглашении. В качестве примера рассмотрим содержание соответствующего соглашения, заключенного между все тем же уфимским детским садом № 323 и другим муниципальным автономным учреждением – «Детским садом № 28»[7].

 


Совместные закупки зачастую практикуют те заказчики, у которых действуют «родственные» положения о закупке.


 

Предметом соглашения стало осуществление совместных закупок продуктов питания. Организатором закупок определен один из заказчиков – детский сад № 28. В его обязанности включены:

1) формирование комиссии по проведению совместных закупок;

2) установление формы заявки на осуществление закупок, которую должен подавать другой заказчик организатору торгов;

3) подготовка документации о закупке (в том числе проекта договора) и ее утверждение;

4) организация и проведение закупочных процедур, в частности размещение в ЕИС извещения, документации о закупке (включая проект договора), разъяснений по ней, протоколов, а также изменений, внесенных в соответствующие документы;

5) прием и регистрация заявок от участников закупки;

6) организация работы комиссии по проведению совместных закупок, составление протоколов и предоставление их другому заказчику;

7) хранение всех документов, связанных с закупкой, в течение одного года с даты размещения в ЕИС извещения.

В свою очередь, к обязанностям заказчика, не являющегося организатором торгов, отнесены:

1) делегирование кандидатур своих представителей для участия в работе комиссии по проведению совместных закупок, обеспечение их участия в этой работе;

2) предоставление организатору торгов заявок на осуществление закупок по установленной им форме в следующие сроки: конкурс или аукцион – ежеквартально, не позднее 60 дней до наступления квартала, в течение которого должны осуществляться закупки; запрос котировок цен – по мере необходимости, но не позднее 30 дней (закупка свыше 500 000 руб.) или 20 дней (закупка до 500 000 руб.) до начала исполнения договора;

3) участие в определении организатором торгов требований к условиям поставки и начальной (максимальной) цены договора с целью установления единых требований и цены, применяющихся при закупке;

4) рассмотрение документации о закупке, составленной организатором торгов, ее утверждение в течение трех рабочих дней с даты получения;

5) в случае принятия решения об отказе от проведения закупки или внесения изменений в документацию о закупке – своевременное уведомление организатора торгов для проведения им необходимых процедур.

Особым условием соглашения стало то, что при уклонении победителя закупки от заключения договора с тем или иным заказчиком, срыва поставки продуктов соответствующее обстоятельство служит основанием для повторного проведения закупки организатором торгов без оформления новой заявки со стороны заказчика. При нарушении заказчиком, не являющимся организатором торгов, установленных сроков выполнения своих обязанностей, а также в случае ненадлежащего оформления заявки организатор торгов имеет право исключить данное учреждение из числа заказчиков, для нужд которых должна осуществляться закупка.

 

Заключение.

 

При проведении рассматриваемых процедур ключевое значение имеет стыковка правил осуществления закупок, установленных в положениях о закупке разных заказчиков. Именно поэтому совместные закупки зачастую практикуют те заказчики, у которых действуют «родственные» положения о закупке.

Здесь может идти речь о коммерческих фирмах, проводящих закупки на основании соответствующего документа компании-учредителя. Другой вариант: положения о закупке, разработанные заказчиками, хоть формально и являются разными нормативными документами, но «списаны» с одного источника – положения о закупке «головной» организации.

Кроме того, возможна и ситуация, когда разные заказчики пользуются положениями о закупке, составленными на основе типового положения, утвержденного их общим учредителем. Например, в Новосибирске городская мэрия утвердила типовое положение[8] и предложила муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным автономным и бюджетным учреждениям, а также хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Новосибирска в совокупности превышает 50%, использовать его в качестве основы для формирования своих положений о закупке. Впрочем, в данном нормативном акте проведение совместных закупок как раз не предусматривается. А вот в типовом положении о закупке, утвержденном в Калининградской области[9] в отношении областных государственных медицинских учреждений, напротив, проведение совместных закупок регламентировано.



[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Статья 25 Закона № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов».

[3] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[4] Бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки по Закону № 223-ФЗ за счет части своих средств, в том числе полученных от оказания платных услуг и работ (ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

[5] Пункт 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 (далее – Постановление № 932).

[6] См. Форму плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением № 932.

[7] См. сайт автономного учреждения detsad323.ru, раздел «Сведения об образовательной организации», подраздел «Документы».

[8] Постановление мэрии г. Новосибирска от 05.12.2013 № 11420 «Об утверждении Типового положения о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[9] Приказ министерства здравоохранения Калининградской области от 28.11.2014 № 824 «Об утверждении примерного Положения о закупке товаров, работ, услуг».

 

К. Г. Чагин,

консультант по социальной политике Института экономики города Москва,

журнал" Руководитель автономной организации", апрель, 2017 года

 

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.