• Главная
  • Статьи
  • Контроль ФАС за соблюдением законодательства о контрактно...

Контроль ФАС за соблюдением законодательства о контрактной системе.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе[1] одним из органов, осуществляющих контроль в сфере закупок, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В целях осуществления возложенных полномочий ФАС могут проводиться контрольные мероприятия в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок. О порядке осуществления ФАС контроля в сфере закупок мы и поговорим в статье.

 

 

Чем руководствуются?

 

 

При проведении проверок ФАС руководствуется положениями Закона о контрактной системе. Кроме того, на основании Приказа ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14 «Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении функций по контролю в сфере размещения заказов ФАС нужно временно руководствоваться ранее изданными правовыми актами данной службы. Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 28.01.2011 № 30 (далее – Порядок проведения проверок). Кроме того, при проведении проверок ФАС ориентируется на Методические рекомендации по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами, доведенные Письмом ФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ/8325 (далее – Методические рекомендации).

Отметим, что в 2016 году ФАС подготовлен проект приказа «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению плановых и внеплановых проверок соблюдения заказчиком, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – проект регламента). Однако в настоящий момент указанный проект еще не подписан.

 

 

Что проверяют?

 

 

При осуществлении контроля в сфере размещения заказов ФАС будет оценивать соблюдение проверяемым лицом следующих нормативных актов:

 

Наименование и реквизиты акта

Лица и (или) перечень объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю

1

Закон о контрактной системе

Юридические лица

В полном объеме

2

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Юридические лица

Статья 28

3

Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 № 318

Юридические лица

В полном объеме

4

Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189

Юридические лица

В полном объеме

5

Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189

Юридические лица

В полном объеме

 

 

Каковы сроки проведения проверок?

 

 

Согласно п. 16 Порядка проведения проверок общий срок проверки (с продлением) не может превышать двух месяцев, за исключением случая несоблюдения лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований п. 19 Порядка проведения проверок. В данном случае указанный срок не может составлять более чем шесть месяцев.

Отметим, что проектом регламента предусмотрен общий срок для проведения как плановых, так и внеплановых проверок – 30 дней. Названный срок отсчитывается:

– с даты начала проведения, поименованной в приказе, – для плановой проверки;

– с момента поступления информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок – для внеплановых проверок. При этом датой поступления информации о нарушении законодательства является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.

Проектом административного регламента установлены случаи продления указанного выше срока. Срок проведения внеплановой проверки может быть продлен в исключительных случаях, а также при направлении запроса о предоставлении документов и информации, необходимой для проведения внеплановой проверки, не более чем на 30 дней. При этом о продлении срока проверки должно быть уведомлено лицо, направившее в контрольный орган информацию о нарушении и субъект контроля (заказчика, контрактную службу, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок и его членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированную организацию, оператора электронных площадок).

В свою очередь, срок плановой проверки продлевается в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований, на основании приказа руководителя контрольного органа. Данный срок может быть продлен не более одного раза, и общий срок проведения проверки не может составлять более двух месяцев, за исключением случая несоблюдения субъектами контроля требований п. 4.14 проекта регламента. В таком случае срок проведения проверки не может составлять более чем шесть месяцев.

 

 

Каков порядок проведения проверок?

 

 

Согласно ст. 99 Закона о контрактной системе ФАС осуществляет контроль в сфере закупок путем проведения:

  • плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по проведению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок;
  • внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.

Плановые проверки осуществляются на основании плана проверок, утверждаемого на шесть месяцев руководителем контролирующего органа. Утвержденный план, а также вносимые в него изменения должны быть размещены на официальном сайте контролирующего органа в Интернете, а также на сайте www.zakupki.gov.ru в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня утверждения (п. 10 Порядка проведения проверок).

В силу ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановые проверки могут осуществляться по следующим основаниям:

  • получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего;
  • поступление информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
  • истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе предписания.

Согласно ч. 19 ст. 99 Закона о контрактной системе при принятии решения по результатам проведения внеплановой проверки ФАС подлежат рассмотрению и оценке доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка.

В случае если ФАС, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняется решение, принятое ФАС.

Решение о проведении плановой проверки оформляется приказом, который должен содержать следующие сведения (п. 12 Порядка проведения проверок):

  • наименование контролирующего органа;
  • состав инспекции (не менее трех человек) с указанием Ф. И. О. и должности каждого ее члена. Изменение состава инспекции должно быть также оформлено приказом;
  • предмет проверки (соблюдение требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов);
  • цель (предупреждение и выявление нарушений законодательства РФ о размещении заказов и иных нормативных правовых актов) и основания проведения проверки (план проверок);
  • дата начала и дата окончания проведения проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований, первоначально установленный срок может быть один раз продлен на основании приказа руководителя контролирующего органа;
  • проверяемый период;
  • сроки, в течение которых составляется акт по результатам проведения проверки;
  • наименование проверяемого лица.

Кроме приказа о назначении проверки, должностными лицами контролирующего органа должно быть оформлено уведомление о проведении проверки, которое направляется проверяемому лицу почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо с нарочным с отметкой о получении, либо любым иным способом, позволяющим доставить уведомление в срок не позднее чем за семь рабочих дней до даты проведения проверки (п. 14 Порядка проведения проверок).

В уведомлении о проведении проверки должны содержаться следующие сведения:

  • предмет проверки;
  • цель и основания проведения проверки;
  • дата начала и дата окончания проведения проверки;
  • проверяемый период;
  • документы и сведения, необходимые для осуществления проверки, с указанием срока их представления;
  • информация о необходимости уведомления лиц, осуществляющих функции по размещению заказов для проверяемого лица в период, подлежащий проверке;
  • информация о необходимости обеспечения условий для работы инспекции, в том числе предоставления помещения для работы, оргтехники, средств связи (за исключением мобильной связи) и иных необходимых средств и оборудования для проведения проверки.

Согласно ч. 26 ст. 99 Закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок должностные лица контрольного органа в сфере закупок в соответствии с их полномочиями вправе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а также по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) указанного органа о проведении таких проверок имеют право беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу в сфере закупок.

Проверка проводится в два этапа, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап предусматривает рассмотрение заказов, находящихся в стадии размещения, на предмет их соответствия требованиям законодательства. В случае выявления признаков нарушения законодательства о размещении заказов инспекция (п. 22 Порядка проведения проверок):

  • назначает дату заседания инспекции;
  • направляет уведомления о заседании инспекции лицам, действия (бездействие) которых содержат признаки нарушения законодательства о размещении заказов, с указанием даты, времени и места заседания;
  • проводит заседание инспекции. Оно считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов инспекции (п. 25 Порядка проведения проверок). В ходе заседания в обязательном порядке должна вестись аудиозапись, которая передается инспекцией в контролирующий орган на хранение на срок не менее трех лет;
  • рассматривает представленные в инспекцию документы и сведения, относящиеся к предмету проверки;
  • заслушивает объяснения лиц, чьи действия содержат признаки нарушения законодательства о размещении заказов. Указанные лица вправе присутствовать на заседании инспекции лично либо направить своих представителей, представлять в инспекцию пояснения по фактам установленных признаков нарушения законодательства о размещении заказов, а также осуществлять с предварительного уведомления инспекции аудиозапись ее заседания (п. 24 Порядка проведения проверок);
  • принимает решения по результатам заседания инспекции о наличии (отсутствии) в действиях (бездействии) проверяемых лиц нарушений законодательства о размещении заказов и выдает (при наличии нарушений) предписания об их устранении. Решение принимается простым большинством голосов членов инспекции, присутствовавших на ее заседании. Принятое решение подлежит оглашению сразу после окончания заседания (п. 34 Порядка проведения проверок);
  • уведомление о заседании инспекции направляется любым способом лицам, действия (бездействие) которых содержат признаки нарушения законодательства о размещении заказов, не позднее чем за три рабочих дня до даты заседания инспекции (п. 23 Порядка проведения проверок).

Принятое по результатам заседания инспекции решение оформляется в письменном виде. Оно должно содержать вводную, мотивировочную и резолютивную части (п. 33 Порядка проведения проверок). Решение подписывается всеми присутствующими на заседании членами инспекции и размещается на сайте www.zakupki.gov.ru в срок не позднее пяти рабочих дней со дня его оглашения. Копия решения в срок не позднее пяти рабочих дней со дня его оглашения направляется лицам, в отношении которых проведена проверка, почтовым отправлением либо с нарочным с отметкой о получении или в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью уполномоченного лица контролирующего органа (п. 35 Порядка проведения проверок).

Второй этап заключается в проверке уже завершенных (размещенных) заказов для нужд заказчиков, контракты по которым заключены. Результаты проверки оформляются актом в сроки, установленные приказом о ее проведении, который должен быть подписан всеми членами инспекции. Заметим, что решение и предписание инспекции по результатам первого этапа проверки (при их наличии) являются неотъемлемой частью акта проверки. Копия акта проверки должна быть направлена проверяемому лицу в срок не позднее десяти рабочих дней со дня его подписания сопроводительным письмом почтовым отправлением либо с нарочным с отметкой о получении, либо в форме электронного документа. Сопроводительное письмо должно быть подписано руководителем (его заместителем) контролирующего органа. В соответствии с п. 46 Порядка проведения проверок акт проверки должен состоять из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть акта проверки должна содержать:

  • наименование контролирующего органа;
  • номер, дату и место составления акта;
  • дату и номер приказа о проведении проверки;
  • основания, цели и сроки осуществления плановой проверки;
  • период проведения проверки;
  • предмет проверки;
  • Ф. И. О. (при наличии), наименования должностей членов инспекции, проводивших проверку;
  • наименование, адрес местонахождения проверяемого учреждения, в отношении заказов которого принято решение о проведении проверки, или наименование, адрес местонахождения лиц, осуществляющих в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов функцию по размещении заказов для нужд заказчика и (или) уполномоченного органа. В мотивировочной части акта проверки должны быть указаны:
  • обстоятельства, установленные при проведении проверки и обосновывающие выводы инспекции;
  • нормы законодательства, которыми руководствовалась инспекция при принятии решения;
  • сведения о нарушении требований законодательства о размещении заказов, оценка этих нарушений.

Резолютивная часть акта проверки должна содержать:

  • выводы инспекции о наличии (отсутствии) со стороны лиц, действия (бездействие) которых проверяются, нарушений законодательства о размещении заказов со ссылками на конкретные нормы законодательства о размещении заказов, нарушение которых было установлено в результате проведения проверки;
  • выводы инспекции о необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов;
  • другие меры по устранению нарушений, в том числе об обращении с иском в суд, передаче материалов в правоохранительные органы и т. д.

При выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок ФАС вправе:

  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
  • выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений согласно законодательству РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • обращаться в суд (арбитражный суд) с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом.

Предписание об устранении нарушения законодательства РФ или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения данного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.

В течение трех рабочих дней с даты выдачи предписания в соответствии ФАС обязано разместить это предписание в единой информационной системе.

Напомним, что невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, его территориального органа является административным правонарушением и влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 000 руб., а на юридических лиц – в размере 500 000 руб. (ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ).

В соответствии с п. 53 Порядка проведения проверок оформленные по результатам проведения контрольных мероприятий решения, акты и (или) предписания могут быть обжалованы в судебном порядке в течение срока, предусмотренного законодательством РФ. Кроме того, если вышеуказанные документы вынесены должностными лицами территориального органа, они могут быть обжалованы непосредственно в контролирующий орган.

 

* * *

 

В заключение еще раз отметим, что ФАС является контрольным органом в сфере закупок. В рамках возложенных на нее полномочий ФАС может осуществлять как плановые, так и внеплановые проверки.



[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

А. Репин,

эксперт журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5, май, 2017 года.

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.