• Главная
  • Статьи
  • Предоставление платных услуг и выполнение платных работ в...

Предоставление платных услуг и выполнение платных работ в автономных учреждениях (часть 2)

Предоставление платных услуг и выполнение платных работ в автономных учреждениях (часть 1)

Платная деятельность – весьма важный аспект жизнеобеспечения автономных учреждений и их сотрудников. Продолжая рассматривать эту тему, остановимся на таких вопросах, как пределы самостоятельности АУ в распоряжении заработанными средствами и оплата труда работников, занятых в предоставлении (выполнении) платных услуг (работ).

 

Самостоятельность в распоряжении доходами от оказания (выполнения) платных услуг (работ).

 

Федеральное законодательство об автономных учреждениях устанавливает, что доходы АУ поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено названным законодательством[1]. То есть самостоятельность АУ в распоряжении доходами от платной деятельности ограничивается в следующих случаях:

1. Совершение крупных сделок. Если учреждение намерено потратить такие доходы путем заключения крупной сделки (например, приобрести дорогостоящее оборудование, недвижимость), сделать это можно, только получив предварительное одобрение наблюдательного совета (ст. 15 Закона № 174-ФЗ). Отметим, что крупной сделкой считается распоряжение денежными средствами, размер которых превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (ст. 14 Закона № 174-ФЗ). Как правило, в уставах автономных учреждений закреплен именно этот 10%-ный «порог». Однако иногда учредитель при утверждении устава учреждения устанавливает меньший «порог» крупной сделки.

2. Совершение сделок с заинтересованностью[2]. Если учреждение собирается таким способом расходовать доходы от оказания (выполнения) платных услуг (работ), ему опять же потребуется предварительное согласие наблюдательного совета (ст. 17 Закона № 174-ФЗ).

Других ограничений, которые могут быть отнесены к распоряжению автономным учреждением доходами от оказания (выполнения) платных услуг (работ), в Законе № 174-ФЗ не имеется. А потому во всех остальных случаях учреждение вправе тратить заработанные средства по своему усмотрению для достижения целей, ради которых оно создано.

Но некоторые противоречивые моменты все-таки есть. В частности, федеральное законодательство о социальном обслуживании определяет: порядок расходования средств, поступивших в виде платы за оказание социальных услуг, устанавливается федеральным органом исполнительной власти для организаций соцобслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а уполномоченным органом субъекта РФ для организаций соцобслуживания субъекта РФ. Причем данный порядок должен предусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие организации социального обслуживания, стимулирование ее работников[3].

Здесь налицо явное противоречие между нормами двух федеральных законов. Однако на практике такие порядки действуют и автономные учреждения соцобслуживания вынуждены им следовать.

 


Автономные учреждения могут размещать на банковских депозитах доходы от оказания (выполнения) платных услуг (работ), уберегая эти средства от инфляции (по крайней мере, частично).


 

Правила и направления расходования названных средств в разных регионах могут отличаться. Например, в Ставропольском крае[4] четко прописано, что допускается тратить средства, поступившие в виде платы за предоставление социальных услуг, на оказание материальной помощи сотрудникам учреждений, а в Санкт-Петербурге[5] в аналогичном контексте используется абстрактная формулировка «на регулирование социально-трудовых отношений и другие аналогичные расходы». В Архангельской области[6] такое направление расходов вообще не предусмотрено. Здесь говорится только о том, что расходование средств на стимулирование труда работников учреждения осуществляется в соответствии с отраслевым примерным положением об оплате труда в государственных бюджетных и автономных учреждениях Архангельской области в сфере социальной защиты населения, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области и положением о системе оплаты труда работников учреждения, утверждаемым руководителем учреждения.

Но даже если автономное учреждение самостоятельно определяет направления и размеры расходования средств, полученных от оказания (выполнения) платных услуг (работ), в силу ч. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ делать это оно может исключительно для достижения целей, ради которых создано. Иными словами, для оказания услуг и выполнения работ в рамках официально установленных полномочий своих учредителей в определенных сферах (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ)[7]. Так что если учреждение направит заработанные средства на закупки, связь которых с указанными целями сомнительна (например, оплата кейтеринговых услуг при проведении новогоднего корпоративного праздника, приобретение товаров, которые не имеют никакого отношения к уставной деятельности учреждения), контролирующие органы могут счесть совершение таких расходов нарушением федерального законодательства. Для сравнения отметим: данное ограничение характерно именно для автономных учреждений. В отношении бюджетного учреждения «привязка» расходования заработанных средств к целям его создания в федеральном законодательстве отсутствует (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Однако в отличие от бюджетных учреждений[8] АУ не запрещается размещать денежные средства на банковских депозитах. Поэтому АУ могут копить средства, полученные от оказания (выполнения) платных услуг (работ), уберегая их (по крайней мере, частично) от инфляции. Обратим внимание, что такая возможность есть и в отношении средств субсидий, получаемых автономным учреждением на выполнение государственного (муниципального) задания (см. Письмо Минфина РФ от 11.11.2016 № 02-07-10/66248).

 

Оплата труда работников, занятых в оказании (выполнении) платных услуг (работ).

 

Один из основных стимулов для получения внебюджетных доходов в целом и, в частности, оказания (выполнения) платных услуг (работ) автономными учреждениями – возможность повышения оплаты труда персонала. В связи с этим весьма актуальны вопросы: до какого размера можно увеличить (или в каком размере назначить) оплату труда работников, занятых в платной деятельности, и существуют ли здесь какие-либо ограничения?

Согласно трудовому законодательству системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (в том числе автономных) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами РФ, законами и иными актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления (ст. 144 ТК РФ).

 


До какого размера можно увеличить оплату труда работников АУ, занятых в платной деятельности? Здесь нужно ориентироваться на содержание соответствующих нормативных документов, утвержденных органом-учредителем.


 

Так, в отношении федеральных автономных учреждений действует Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. В нем, в частности, говорится, что системы оплаты труда работников ФАУ и ФБУ устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Примерные положения носят для учреждений не обязательный, а рекомендательный характер (п. 2(1)).

Подобное примерное положение действует для автономных учреждений, подведомственных Минспорту. Согласно документу фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке из федерального бюджета, и средств от приносящей доход деятельности. Учреждения в пределах имеющихся у них средств на оплату труда самостоятельно определяют размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами[9]. Таким образом, в данном случае руководитель учреждения достаточно свободен в регулированиии размера оплаты труда персонала, занятого в оказании (выполнении) платных услуг (работ).

Похожая ситуация имеет место и в отношении автономных образовательных учреждений, находящихся в ведении МИД. Министерство установило, что фонд оплаты труда формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке образовательным учреждениям из федерального бюджета, и средств от приносящей доход деятельности. Зарплата работников предельными размерами не ограничивается, а руководитель учреждения вправе принимать решение об увеличении оплаты труда работников в пределах существующего фонда оплаты труда[10].

Аналогичный подход встречается в региональной и муниципальной практике. Например, прямо указано на отсутствие ограничений в отношении максимального размера оплаты труда работников государственных автономных учреждений в сфере социальной защиты населения в Архангельской области[11].

Но так бывает далеко не всегда. В частности, в Хабаровске[12] для муниципальных учреждений, подведомственных городскому управлению по физкультуре и спорту, подобного указания нет. Размеры окладов и стимулирующих выплат здесь ограничены фиксированными или максимальными уровнями (например, рекомендуемый размер персонального повышающего коэффициента к окладу – 3).

Причем если на федеральном уровне определен рекомендательный характер примерных положений об оплате труда работников подведомственных учреждений, то на уровне субъекта РФ или муниципалитета никакие рекомендации зачастую не предусматриваются даже формально. Именно такова ситуация в рассмотренных выше региональном и муниципальном примерах[13]. Хотя в том же самом Хабаровском крае[14] (то есть уже на уровне субъекта РФ) примерные положения в отношении краевых автономных учреждений, как и на федеральном уровне, облечены в форму рекомендаций.

Но даже когда нормативные документы учредителя имеют для учреждения статус рекомендательных, учредитель, будучи работодателем руководителя учреждения и пользуясь административным давлением, может заставить последнего отнестись к своим «рекомендациям» как к прямому указанию к действию.

Таким образом, руководителю АУ при принятии решений об установлении размера зарплаты сотрудников, задействованных в оказании (выполнении) платных услуг (работ), необходимо опираться на содержание соответствующих нормативных документов, утвержденных органом, выполняющим функции и полномочия учредителя.

 


Действующим законодательством не предусмотрено наличие в учреждении нескольких штатных расписаний, как и разделение штатного расписания на части в зависимости от источников формирования фонда оплаты труда.


 

Отдельно заслуживает внимания вопрос о том, возможно ли утверждение в АУ двух штатных расписаний: одного в отношении сотрудников, зарплата которым выплачивается за счет средств бюджетных субсидий, а другого в отношении получающих зарплату из средств от оказания (выполнения) платных услуг (работ). Еще существует практика, когда штатное расписание делится на «бюджетную» и «внебюджетную» часть.

Такой подход неправомерен. Во-первых, действующим законодательством не предусмотрено ни наличие в учреждении нескольких штатных расписаний (речь о нем всегда идет в единственном числе), ни разделение штатного расписания на части в зависимости от источников формирования фонда оплаты труда. Во-вторых, рекомендации, ежегодно принимаемые Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, содержат следующее положение: при применении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в числе прочего нужно обращать внимание на формирование единого штатного расписания в учреждении независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся его структурные подразделения[16].

Вопросы ведения внебюджетной деятельности – оказания платных услуг и выполнения платных работ – традиционно вызывают большой интерес у руководителей автономных учреждений. Сегодня мы завершаем рассмотрение этой важной для них темы. Речь пойдет о некоторых отраслевых особенностях.

К отраслевым особенностям оказания автономными учреждениями платных услуг можно отнести особые правила, которые действуют в сферах образования и здравоохранения[17]. Отметим, что существуют еще отраслевые правила оказания платных ветеринарных услуг[18], однако данная область не относится к сферам, где законодательством разрешено функционирование автономных учреждений[19].

 

Правила оказания платных образовательных услуг.

 

Первый значительный элемент этих правил – определения ряда понятий. Приведем их.

Понятие

Определение

Заказчик

Физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора

Обучающийся*

Физическое лицо, осваивающее образовательную программу

Платные образовательные услуги

Осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение

Недостаток платных образовательных услуг

Несоответствие платных образовательных услуг обязательным требованиям**

Существенный недостаток платных образовательных услуг

Неустранимый недостаток, недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, который выявляется неоднократно, проявляется вновь после устранения, другой подобный недостаток

Исполнитель

Организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся

* Заказчик и обучающийся могут совпадать в одном лице, если тот, кто платит за образовательную услугу, ею и пользуется (например, гражданин, получающий второе высшее образование за счет личных средств). Но это могут быть и разные лица: платит за услугу одно лицо (допустим, предприятие), а получает ее другое (работник этого предприятия).

** К примеру, согласно п. 7.14 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 034700.01 «Секретарь» (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 02.08.2013 № 657) каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из трех наименований отечественных журналов. Если на практике образовательное учреждение не соблюдает данное требование при оказании платной образовательной услуги, это может быть названо недостатком.

 

В правилах определяется, что информирование заказчика об оказании платных образовательных услуг осуществляется в соответствии с федеральным законодательством о защите прав потребителей[20] и об образовании[21]. Кроме того, вся информация должна размещаться в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

За плату или бесплатно?

 

В Постановлении № 706 прописано: платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, – средства, полученные исполнителями при предоставлении таких услуг, возвращаются оплатившим их лицам. То есть никакая образовательная деятельность, финансируемая из бюджета того или иного уровня, не может быть платной. А государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований, могут оказывать за счет средств физических и (или) юридических лиц (то есть на платной основе) только те образовательные услуги, которые не предусмотрены установленным государственным или муниципальным заданием.

Таким образом, ключевым документом, влияющим на то, какие услуги учреждение вправе предоставлять на платной основе, а какие – нет, становится государственное или муниципальное задание. Все, чего в нем нет, можно предоставлять платно, а все, что в нем есть, – нельзя. Например, если согласно заданию школа оказывает образовательные услуги в рамках ФГОС начального общего образования[22], в котором предусмотрено обучение одному иностранному языку, последний должен преподаваться бесплатно, а вот обучение второму иностранному языку можно вести уже на платной основе.

 


Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований, могут оказывать на платной основе только те образовательные услуги, которые не предусмотрены установленным государственным или муниципальным заданием.


 

Отказ заказчика от предлагаемых ему платных образовательных услуг не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг. Поясним это на примере той же школы: ей запрещается навязывать родителям платное обучение второму иностранному языку как условие того, что, скажем, их детям продолжат преподавать первый иностранный язык либо вести уроки по первому языку продолжит конкретный преподаватель с определенной квалификацией.

 

Стоимость платной услуги.

 

Что касается стоимости платных образовательных услуг, правила здесь таковы. Исполнитель вправе снизить цену, установленную договором, и покрыть недостающую стоимость за счет собственных средств, в том числе полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости указанных услуг прописываются в локальном нормативном акте и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося. Это означает, что у государственного или муниципального образовательного учреждения есть возможность сделать стоимость платных образовательных услуг более привлекательной для клиентов, используя для этого иные источники финансирования. Впрочем, среди данных источников не упоминаются бюджетные – то есть права финансировать оказание платных услуг за счет бюджетных средств у учреждения нет.

В документе также говорится: увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Цифры, касающиеся размера инфляции, следует искать в законах о федеральном бюджете на соответствующий период.

 

Содержание договора.

 

Согласно Постановлению № 706 в договор должны вноситься следующие обязательные сведения:

1) информация о лицензии исполнителя на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

2) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

3) форма обучения;

4) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (ее части);

5) порядок изменения и расторжения договора; и др.

Договор не может содержать ограничительные условия для лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение, и обучающихся либо условия, которые снижают уровень предоставляемых абитуриентам и обучающимся гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если подобные ограничения включены в договор, они не подлежат применению. Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательного учреждения на дату заключения договора.

 

Расторжение договора.

 

В Постановлении № 706 прописаны случаи, когда договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут исполнителем в одностороннем порядке. К ним относятся:

  • применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
  • невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части программы) обязанностей по ее добросовестному освоению и выполнению учебного плана;
  • факт нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление;
  • просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;
  • невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

 

Правила оказания платных медицинских услуг.

 

Как и в предыдущем случае, в Постановлении № 1006 даны определения ряда используемых понятий.

Понятие

Определение

Платные медицинские услуги

Услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров ДМС*

Потребитель

Физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором

Заказчик

Физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя**

Исполнитель

Медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям

* То есть к платным относятся любые медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, за исключением услуг, предоставляемых в рамках ОМС на основании программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи, а также медпомощи в экстренной форме. Последняя в силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) должна предоставляться на бесплатной основе.

** Заказчиком, например, может быть предприятие, приобретающее у медицинской организации платные услуги для своих работников.

 

Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основанииперечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и обозначенных в лицензии на осуществление такой деятельности, выданной в установленном порядке[23]. Требования к указанным услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если иное не предусмотрено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами РФ.

Правила оказания платных медицинских услуг должны быть в наглядной и доступной форме доведены до сведения потребителя (заказчика). На практике это означает, что текст Постановления № 1006 необходимо разместить в свободном доступе на соответствующих информационных носителях – информационном стенде в медицинской организации, ее сайте и т. п.

 

Условия оказания платных услуг.

 

Условием предоставления платных медицинских услуг является заключение договора с потребителем (заказчиком). Законодательство требует, чтобы последнему при заключении договора в доступной форме предоставлялась информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи и территориальной программы госгарантий. Это относится к тем поставщикам медицинских услуг (в том числе государственным и муниципальным учреждениям), которые работают в рамках системы ОМС. Ведь не секрет, что иногда такая информация замалчивается и потребитель, считающий, что «бесплатной медицины не существует», получает ту или иную услугу на платной основе, хотя при определенных условиях (например, ожидание в очереди) мог бы воспользоваться ею бесплатно.

При этом в Постановлении № 1006 сказано: отказ потребителя от заключения договора о получении платных услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медпомощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программ госгарантий. На практике же потребителей, которые по тем или иным причинам не могут купить какую-то услугу, иногда как бы «в отместку» поставщик подвергает определенной дискриминации и ограничивает их возможности получать бесплатные услуги.

 


Отказ потребителя от заключения договора о получении платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медпомощи, предоставляемых бесплатно в рамках программ госгарантий.


 

Важное условие, введенное в Постановлении № 1006 в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программ госгарантий, заключается в том, что эти организации вправе предоставлять четко определенный перечень платных медицинских услуг. Сюда относятся:

1) установление индивидуального поста медицинского наблюдения за пациентом при его лечении в условиях стационара (частный случай – услуги медицинской сиделки);

2) применение лекарственных препаратов, не входящих в ежегодно утверждаемый Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарств, входящих в названный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания (в том числе специализированных продуктов), не предусмотренных стандартами медпомощи;

3) медицинские услуги, предоставляемые анонимно (в частности, анонимность предусмотрена при лечении от алкоголизма и наркомании[24]);

4) медицинские услуги, оказываемые гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по ОМС, и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по ОМС, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;

5) медицинские услуги, оказываемые при самостоятельном обращении граждан, за исключением случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, помощи и медпомощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме. К исключениям также отнесены случаи, когда гражданин в силу ст. 21 Закона № 323-ФЗ самостоятельно выбирает врача и медицинскую организацию в рамках программ госгарантий. Иными словами, медицинская организация имеет право оказывать гражданину платные медицинские услуги, если он, выбрав в установленном порядке конкретную медицинскую организацию для получения бесплатных услуг, обращается за услугами в другую организацию (если речь не идет о медпомощи в неотложной и экстренной форме).

 

Определение стоимости услуг.

 

В Постановлении № 1006 говорится: в отношении бюджетных и казенных государственных и муниципальных учреждений порядок определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги устанавливают органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей, а медицинские организации иных организационно-правовых форм утверждают цены (тарифы) самостоятельно. По логике документа к последним причислены и автономные учреждения, поскольку они представляют собой отдельную организационно-правовую форму юридических лиц[25].

 

Информирование потребителя.

 

В силу ст. 37 Закона № 323-ФЗ и Постановления № 1006 при оказании платных медицинских услуг должен соблюдаться установленный Минздравом порядок оказания медпомощи по различным профилям. Платные услуги могут быть получены в полном объеме того или иного стандарта медпомощи, утвержденного Минздравом, либо по просьбе потребителя в виде отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта.

Медицинская организация, оказывающая платные медицинские услуги, обязана предоставлять посредством размещения на своем сайте, а также на своих информационных стендах или стойках следующую информацию:

  • наименование этой организации;
  • адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
  • сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих такую деятельность в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);
  • перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления услуг и порядке их оплаты;
  • порядок и условия предоставления бесплатной медпомощи в соответствии с программами госгарантий;
  • сведения о медработниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, уровне их профессионального образования и квалификации;
  • режим работы медицинской организации, график работы медработников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
  • адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, территориальных органов Росздравнадзора и Роспотребнадзора.

Перечисленные сведения должны быть открыты для неограниченного круга лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды или стойки следует располагать в доступном для посетителей месте и оформлять таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

По требованию потребителя или заказчика медицинская организация, оказывающая платные медицинские услуги, обязана предоставить ему копию устава, положение о ее филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении названных услуг, а также копию лицензии с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в соответствии с лицензией.

При заключении договора по требованию потребителя или заказчика ему должна предоставляться в доступной форме такая информация о платных медицинских услугах:

  • порядок  оказания и стандарты медпомощи, применяемые при предоставлении платных услуг;
  • сведения о конкретном медработнике, оказывающем платную услугу (его профессиональном образовании и квалификации);
  • информация о методах оказания медпомощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания помощи;
  • другие сведения, относящиеся к предмету договора (например, условия, которые должен выполнить потребитель для сдачи медицинских анализов, сроки предоставления услуг).

До заключения договора медицинская организация (исполнитель) в письменной форме должна уведомить потребителя или заказчика о том, что несоблюдение указаний или рекомендаций учреждения или медработника, предоставляющего платную медицинскую услугу (в том числе назначенного режима лечения), могут снизить качество предоставляемой услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

 

Заключение договора.

 

Договор между медицинской организацией, оказывающей платные медицинские услуги, и потребителем или заказчиком заключается в письменной форме. Документ должен содержать следующие сведения:

  • наименование медицинской организации, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, с указанием органа, осуществившего госрегистрацию;
  • номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих такую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;
  • фамилию, имя и отчество, адрес места жительства и телефон потребителя либо его законного представителя (если договор заключается непосредственно с потребителем), фамилию, имя и отчество, адрес места жительства и телефон заказчика – физического лица, наименование и адрес места нахождения заказчика – юридического лица (если договор заключается с заказчиком);
  • перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;
  • стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;
  • условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;
  • должность, фамилию, имя, отчество лица, заключающего договор от имени медицинской организации, и его подпись, а также фамилию, имя, отчество потребителя или заказчика и его подпись. Если заказчик является юрлицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;
  • ответственность сторон за невыполнение условий договора;
  • порядок изменения и расторжения договора;
  • иные условия, определяемые по соглашению сторон.

Договор составляется в трех экземплярах, один из которых находится у медицинской организации, второй – у заказчика, третий – у потребителя. При заключении договора непосредственно между потребителем и медицинской организацией достаточно двух экземпляров.

На предоставление платных медицинских услуг медицинская организация (исполнитель) может составить смету. При соответствующем требовании потребителя или заказчика смета обязательна – в этом случае она становится неотъемлемой частью договора.

Заключение договора добровольного медстрахования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в рамках него, осуществляются согласно законодательству РФ<[26].

 

Исполнение договора.

 

Если при оказании платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, медицинская организация обязана предупредить об этом потребителя или заказчика. Без его согласия организация не вправе оказывать потребителю дополнительные медицинские услуги на возмездной основе. Если же при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Законом № 323-ФЗ.

При отказе потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. Медицинской организации нужно проинформировать потребителя и (или) заказчика о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель или заказчик оплачивает фактически понесенные медицинской организацией расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

 


Если при оказании платных медицинских услуг по экстренным показаниям потребуются дополнительные услуги, последние предоставляются без взимания платы.


 

Потребитель или заказчик обязан оплатить предоставленную медицинской организацией (исполнителем) медицинскую услугу в сроки и в порядке, определенные договором. Потребителю или заказчику выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности).

Медицинская организация после исполнения договора выдает потребителю (его законному представителю) медицинские документы (их копии, выписки), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.

 

Порядок оказания платных услуг.

 

В Постановлении № 1006 сказано, что исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в нем данных условий – требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. Если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных услуг тоже должно соответствовать этим требованиям.

Платные медицинские услуги могут быть получены при наличии информированного добровольного согласия потребителя (его законного представителя), данного в порядке, установленном ст. 20 Закона № 323-ФЗ.

При оказании рассматриваемых услуг медицинская организация предоставляет потребителю (законному представителю) по его требованию и в доступной для него форме информацию:

  • о состоянии здоровья потребителя, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;
  • об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности, показаниях (противопоказаниях) к применению.

Медицинская организация обязана при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством РФ требования к оформлению и ведению медицинской документации, учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, а вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению в силу Закона о защите прав потребителей. Контролируют соблюдение правил предоставления платных медицинских услуг органы Роспотребнадзора в рамках установленных полномочий.



[1] Часть 8 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

[2] Определение такой сделки – в ст. 16 Закона № 174-ФЗ.

[3] Части 6 и 7 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

[4] Приказ минтруда Ставропольского края от 31.03.2014 № 240 «Об утверждении порядка расходования государственными бюджетными учреждениями социального обслуживания населения, находящимися в ведении министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг».

[5] Распоряжение комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.03.2015 № 52-р «О порядке расходования организациями социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, находящимися в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг».

[6] Постановление минтрудсоцразвития Архангельской области от 27.08.2014 № 28-п «Об утверждении порядка расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг организациями социального обслуживания Архангельской области».

[7] Подробнее об этом – в первой статье данного цикла, № 5, 2017.

[8] Часть 14 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[9] Пункты 8 и 10 Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству спорта РФ по видам экономической деятельности, утв. Приказом Минспорта РФ от 30.05.2014 № 382.

[10] Пункты 5, 6 и 8 Примерного положения об оплате труда работников федерального государственного автономного учреждения и федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование», утв. Приказом МИД РФ от 09.03.2017 № 3695.

[11] Пункт 9 Отраслевого примерного положения об оплате труда в государственных бюджетных и автономных учреждениях Архангельской области в сфере социальной защиты населения, утв. Постановлением правительства Архангельской области от 12.07.2011 № 239-пп.

[12] Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных управлению по физической культуре и спорту администрации города Хабаровска, утв. Постановлением администрации г. Хабаровска от 24.05.2017 № 1702.

[13]Закон Архангельской области от 10.11.2004 № 260-33-ОЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Архангельской области, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в государственных учреждениях Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Постановление администрации г. Хабаровска от 01.06.2009 № 1840 «О новых системах оплаты труда работников муниципальных учреждений городского округа «Город Хабаровск».

[14] Пункт 3 Положения об установлении систем оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Хабаровского края, утв. Постановлением правительства Хабаровского края от 12.04.2008 № 103-пр.

[15] Подпункт «в» п. 34 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016, протокол № 11.

[16] Постановления Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (далее – Постановление № 706), от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее – Постановление № 1006).

[17] Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг».

[18] См. ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

[19] См. статьи 9 – 11 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

[20] См. часть 4 ст. 32 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

[21] Утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373.

[22] Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и порядок выдачи лицензий утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

[23] Приказ Минздрава РФ от 23.08.1999 № 327 «Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях)».

[24] В соответствии с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм, утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст.

[25] ГК РФ и Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

 

К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города
журнал "Руководитель автономного учреждения" июль-август, 2017

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.