• Главная
  • Статьи
  • Соглашение о предоставлении субсидии автономному учрежден...

Соглашение о предоставлении субсидии автономному учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания

Субсидии на выполнение задания предоставляются автономным учреждениям, как правило, на основании соглашения между АУ и органом, выполняющим функции и полномочия его учредителя. Рассмотрим вопросы, связанные с составлением и заключением таких соглашений.

 

Соглашения о предоставлении субсидий федеральным АУ.

 

Правовой основой для заключения данных соглашений стало Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640[1]. В нем установлено, что субсидия федеральному автономному учреждению выдается в течение финансового года на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, с федеральным АУ. Данное соглашение должно определять права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года (абз. 1 п. 44 Положения № 640).

Типовую форму соглашения установил Минфин: она стала использоваться начиная с соглашений на 2017 год[2]. В соответствии с этой формой в соглашении в числе прочего необходимо указать размер субсидии (в разрезе годов и кодов бюджетной классификации), права и обязанности сторон, порядок расторжения соглашения и внесения в него изменений. Соглашения составляются в форме электронного документа и подписываются усиленными квалифицированными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени каждой из сторон соглашения, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». Исключение – соглашения, содержащие сведения, отнесенные к государственной и иной охраняемой законом тайне: эти документы формируются и заключаются только в бумажном виде. Правда, на практике заключение соглашения в электронном виде зачастую дублируется подписанием его на бумаге.

 

Содержание типовой формы соглашения.

 

В принципе, содержание типовой формы во многом дублирует соответствующие пункты правил формирования и финансового обеспечения выполнения заданий, установленных Положением № 640, а также нормы федерального законодательства об автономных учреждениях и бюджетного законодательства. Например, это касается обязанности учреждения возвращать в федеральный бюджет средства субсидии при невыполнении задания. Обозначим отдельные положения типовой формы.

1. Учредитель обязан размещать на своем официальном сайте информацию о нормативных затратах, на основании которых рассчитан размер субсидии. Это нужно делать не позднее срока, установленного в соглашении и отсчитываемого от момента утверждения нормативных затрат (внесения в них изменений).

2. Учреждение вправе направлять учредителю предложения, связанные с исполнением соглашения, в том числе с изменением размера субсидии, а учредитель, в свою очередь, обязан рассматривать эти предложения и направлять учреждению решения по результатам их рассмотрения. Конкретный срок рассмотрения устанавливается в соглашении и отсчитывается с момента получения предложений. Вместе с тем принятие решения об изменении размера субсидии является правом учредителя, а не его обязанностью.

 


Содержание типовой формы во многом дублирует соответствующие пункты правил формирования и финансового обеспечения выполнения заданий, нормы федерального законодательства об автономных учреждениях и бюджетного законодательства.


 

3. Учреждение обязано в срок, установленный в соглашении, предоставлять по запросу учредителя информацию и документы, необходимые для осуществления учредителем контроля за выполнением задания.

4. За учреждением закреплено право обращаться к учредителю за разъяснениями в связи с исполнением соглашения, однако в типовой форме соглашения среди обязанностей учредителя нет обязанности в конкретный срок рассматривать эти обращения и давать ответ. Отметим, что на практике ситуации, когда учреждение обращается к учредителю за необходимыми разъяснениями, а тот «набирает в рот воды», не так уж редки.

5. Соглашение расторгается по соглашению сторон и оформляется в виде дополнительного соглашения. Исключение составляют случаи расторжения учредителем соглашения в одностороннем порядке при прекращении деятельности учреждения (в связи с реорганизацией или ликвидацией) или нарушении им условий предоставления субсидии, предусмотренных соглашением.

6. Изменения в соглашение (в том числе в случае пересмотра размера субсидии) вносятся также по соглашению сторон и оформляются в виде дополнительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью ранее подписанного документа.

7. Документы и иную информацию, предусмотренные соглашением, стороны могут направлять друг другу посредством информационной системы «Электронный бюджет» (через этот канал передаются формы документов, предусмотренные соглашением), направления заказного письма с уведомлением о вручении либо вручения представителем одной стороны подлинников документов, иной информации представителю другой стороны.

8. Типовая форма соглашения предусматривает следующие приложения к нему:

  • график перечисления субсидии;
  • форма расчета средств субсидии, подлежащих возврату учреждением в федеральный бюджет;
  • форма дополнительного соглашения, заключаемого в случае изменения соглашения.

В число приложений к соглашению не входит само государственное задание. Согласно Положению № 640 оно существует в виде отдельного документа, утвержденного руководителем органа, выполняющего функции и полномочия учредителя учреждения, а в соглашении просто делается ссылка на госзадание.

Отметим, что типовая форма соглашения предусматривает для сторон возможность дополнительно включать в него собственные положения. К ним относятся:

  • иные обязанности и права сторон;
  • иные положения об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по соглашению (в дополнение к стандартной формулировке «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ»);
  • иные случаи расторжения соглашения учредителем в одностороннем порядке;
  • иные способы направления сторонами друг другу информации и документов;
  • иные конкретные условия исполнения сторонами соглашения помимо тех, что предусмотрены типовой формой.

 

Реестр соглашений.

 

Соглашение, а также при наличии дополнительное соглашение к нему (в том числе о расторжении соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии), не содержащее сведений, составляющих государственную тайну, подлежит обязательному внесению в реестр соглашений (договоров) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Реестр ведется по правилам, определенным Минфином[3], и размещается на едином портале бюджетной системы РФ budget.gov.ru. Сведения о заключенных соглашениях должны вносить в реестр главные распорядители бюджетных средств, то есть учредители федеральных автономных учреждений. Однако на момент подготовки статьи (середина ноября 2017 года) в реестре можно было обнаружить в виде отдельных документов только дополнительные соглашения, заключаемые в отношении федеральных автономных учреждений.

Рассмотренные правила составления и заключения соглашений о предоставлении субсидий на выполнение государственных заданий относятся только к федеральным автономным учреждениям, однако многие субъекты РФ и муниципальные образования разработали на этой базе собственные типовые формы указанных соглашений. В следующем номере журнала мы продолжим эту тему. Речь пойдет о региональной и муниципальной практике реализации механизма соглашений о предоставлении субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий.


[1] О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – Положение № 640).

[2] Приказ Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н «Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)».

[3] Приказ Минфина РФ от 06.02.2017 № 20н «О Порядке ведения реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации».

 

К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города,

журнал "Руководитель автономного учреждения" № 12, декабрь, 2017 год.

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.