• Главная
  • Статьи
  • Автономное учреждение предоставляет имущество в аренду

Автономное учреждение предоставляет имущество в аренду

Собственниками АУ могут быть Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, которые закрепляют за автономным учреждением имущество на праве оперативного управления, в связи с этим существуют особенности распоряжения имуществом АУ, в том числе предоставления его в аренду.

О порядке предоставления имущества АУ в аренду, об ограничениях и последствиях его несоблюдения пойдет речь в данной статье.

Имущество автономного учрждения.

 Права АУ в отношении имущества, закрепленного за ним собственником, а также приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение, определены в ст. 296 ГК РФ. Автономное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия его собственника. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за АУ либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у АУ, его собственник вправе распорядиться по своему усмотрению. К распоряжению имуществом относится в том числе предоставление его в аренду.

 Пределы владения, пользования и распоряжения имуществом АУ установлены в Федеральном законе №174-ФЗ[1], согласно которому имущество АУ подразделяется на три группы:

 1) имущество, закрепленное за АУ учредителем на праве оперативного управления;

 2) имущество, приобретенное АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на его приобретение;

 3) остальное движимое и недвижимое имущество, приобретенное АУ за счет средств от приносящей доход деятельности, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

 Как видим, не все имущество закреплено за АУ собственником на праве оперативного управления. Однако вправе ли АУ распоряжаться остальным имуществом без согласия собственника?


 

Ограничения по распоряжению имуществом АУ.

 Для начала определимся, каким имуществом АУ не вправе распоряжаться (предоставлять в аренду) самостоятельно.

 1. К такому имуществу относится недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за АУ учредителем или приобретенное АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на его приобретение (ч. 2 ст. 3 Федерального закона №174-ФЗ). При этом под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление АУ своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды особо ценного движимого имущества и его перечни определяются федеральными органами исполнительной власти, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ и местной администрацией в отношении АУ, которые созданы на базе имущества соответствующего органа власти.

 К примеру, Приказом Минкомсвязи РФ №31[2] установлено, что к особо ценному движимому имуществу федеральных АУ, подведомственных Минкомсвязи, Роскомнадзору, Россвязи и Роспечати, относится:

 а) для АУ, подведомственных Минкомсвязи, – движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 200 тыс. руб.; для АУ, подведомственных Роскомнадзору, Россвязи и Роспечати, – движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает размер, установленный федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в интервале от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;

 б) иное движимое имущество, без которого осуществление АУ предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

 в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и Национального библиотечного фонда.

 Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливает Правительство РФ. Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

 2. В том случае, когда стоимость передаваемого в аренду имущества, которым АУ вправе распоряжаться самостоятельно, превышает 10% балансовой стоимости активов АУ, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки, данная сделка признается крупной (ст. 14 Федерального закона №174-ФЗ). Крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения.

 3. Сделка по распоряжению (предоставлению имущества АУ в аренду), совершаемая заинтересованными лицами, к которым согласно ст. 16Федерального закона №174-ФЗ относятся члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель автономного учреждения и его заместители, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета АУ. Одобрение наблюдательного совета не требуется при совершении сделок, связанных с выполнением АУ работ, оказанием им услуг в процессе его обычной уставной деятельности, на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок.

 Лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:

 1) являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

 2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20% и более голосующих акций акционерного общества или превышающей 20% уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

 3) занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

 Заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и наблюдательный совет АУ об известной ему совершаемой или предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным.

 Таким образом, для распоряжения указанным выше имуществом АУ должно получить разрешение своего учредителя, чтобы впоследствии договор аренды данного имущества не был признан недействительным (ничтожным). Остальное имущество АУ вправе предоставлять в аренду самостоятельно, без разрешения собственника, при условии, если данная деятельность служит достижению целей, ради которых оно создано, и указана в его учредительных документах (ч. 7 ст. 4 Федерального закона №174-ФЗ).


 

Порядок получения согласия собственника на заключение договора аренды.

 Согласно ст. 11 Федерального закона №174-ФЗ наблюдательный совет АУ рассматривает в том числе:

 • предложения руководителя АУ о совершении сделок по распоряжению недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также по распоряжению объектами культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, Национального библиотечного фонда. По результатам рассмотрения указанных предложений наблюдательный совет дает рекомендации большинством голосов. После рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета учредитель АУ принимает по этим вопросам решения;

 • предложения руководителя АУ о совершении крупных сделок. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя АУ о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом учреждения не предусмотрен более короткий срок (ст. 15 Федерального закона № 174-ФЗ). Решения принимаются наблюдательным советом большинством в две трети голосов от общего числа голосов и являются обязательными для руководителя АУ;

 • предложения руководителя АУ о совершении сделок, в которых имеется заинтересованность. Согласно ст. 17 Федерального закона № 174-ФЗ наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение о совершении сделки, в которой имеется заинтересованность, в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом учреждения не предусмотрен более короткий срок. Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета, не заинтересованных в совершении этой сделки. В случае если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете АУ большинство, решение об одобрении такой сделки принимает учредитель АУ. Решение, принимаемое наблюдательным советом, является обязательным для руководителя учреждения.

 Соответственно, руководитель АУ вправе предоставлять в аренду указанное имущество только при получении согласия учредителя или наблюдательного совета.

 Также следует добавить, что АУ обязано представлять наблюдательному совету проекты отчетов о своей деятельности и об использовании своего имущества (предоставлении в аренду) в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 11 Федерального закона №174-ФЗ.

 Кроме того, АУ обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных его учредителем средствах массовой информации.


 

Последствия предоставления имущества в аренду без согласования с учредителем.

 При предоставлении АУ в аренду недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, без согласия учредителя, договор аренды может быть признан недействительным.

 На основании ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, недействительна (ничтожна). Как мы понимаем, заключение АУ договора аренды в отношении указанного имущества без согласия учредителя не соответствует требованиям закона.

 Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

 При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ст. 167 ГК РФ).

 Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие санкции по собственной инициативе. К заинтересованным лицам в рассматриваемом случае относятся стороны (арендатор и арендодатель), а также собственник имущества АУ.

 Так, Постановлением ФАС ДВО от 17.05.2011 №Ф03-1067/2011 договор аренды признан недействительным и принято решение о взыскании суммы неосновательного обогащения с арендатора. С иском по данному делу обратилось АУ, которое предоставило в аренду бульдозер и автомобиль УАЗ, находящийся у АУ на праве оперативного управления в качестве особо ценного движимого имущества, не получив на это согласия учредителя.

 Суд указал, что за неосновательное сбережение денежных средств арендатором в результате незаконного пользования чужим имуществом подлежат начислению проценты по ст. 395 ГК РФ.Проценты должны начисляться с момента, когда лицо не только узнало, но и должно было узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств, то есть с момента заключения такого договора аренды, так как сделка недействительна с момента ее совершения.

 Аналогичные последствия влечет и совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, без согласия наблюдательного совета АУ. Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона №174-ФЗ крупная сделка, совершенная без согласия наблюдательного совета, может быть признана недействительной по иску АУ или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом АУ. В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона №174-ФЗ сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена без согласия наблюдательного совета, может быть признана недействительной по иску АУ или его учредителя, если другая сторона сделки не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее одобрения.

 В качестве примера из практики можно привести Постановление ФАС ДВО от 04.03.2011 №Ф03-9890/2010. Суд по данному делу по иску учредителя признал недействительным договор поставки, заключенный без согласия наблюдательного совета между государственным предприятием, выступающим в качестве покупателя, и другим юридическим лицом – поставщиком. В данной сделке был заинтересован руководитель государственного предприятия, так как его директором являлась супруга единственного учредителя компании-поставщика.

 В случае если согласие наблюдательного совета на совершение сделки получено, стороны будут защищены от признания такой сделки недействительной. Примером в данном случае может служить Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 №А41-37534/09.Суд отказал арендатору в удовлетворении иска о признании недействительным договора аренды, заключенного с АУ, поскольку согласие учредителя АУ на заключение данного договора было получено.

 Кроме того, добавим, что заключение договора аренды, являющегося крупной сделкой или сделкой с заинтересованностью, без одобрения наблюдательного совета кроме признания договора аренды недействительным влечет и другие последствия. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона №174-ФЗ руководитель АУ несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

 Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона №174-ФЗ заинтересованное лицо, не уведомившее руководителя и наблюдательный совет АУ о заинтересованности в совершаемой сделке, несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате совершения данной сделки, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной, если не докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении. Такую же ответственность несет руководитель АУ, не являющийся лицом, заинтересованным в совершении сделки, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки.

 В случае если за убытки, причиненные АУ в результате совершения сделки, в которой имеется заинтересованность, без согласия наблюдательного совета, отвечают несколько лиц, их ответственность является солидарной.

 Как видим, ограничений по предоставлению имущества АУ в аренду достаточно много, но при четком соблюдении законодательства учреждение может предоставлять имущество в аренду в рамках приносящей доход деятельности, не навлекая на себя негативных правовых последствий.



Миронова А.Р.,
руководитель юридического департамента КГ «Аюдар»
Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.