Плата за негативное воздействие на окружающую среду УК МУП

Муниципальное унитарное предприятие является управляющей компанией в 764 жилых домах города. Одной из услуг в составе платы за содержание и ремонт жилья является сбор и вывоз ТБО, при этом временное хранение производится в контейнерах, принадлежащих управляющей компании (имеется лицензия), а вывоз осуществляется специализированной организацией, имеющей полигон для их утилизации (захоронения).
Также управляющая компания сдает в аренду принадлежащие ей помещения примерно 30 организациям. В арендную плату включена плата за утилизацию отходов.
До настоящего времени плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в период с 2009 по 2010 годы управляющая компания осуществляла самостоятельно в размере около 5 миллионов рублей в год.  С 2011 года планируется от обязанности по внесению платы за НВОС отказаться, руководствуясь Постановлением Президиума ВАС от 17.03.2009  № 14561/08. В структуру платы за содержание и ремонт жилья на 2011 год платежи за НВОС не включены.

Определение платы на НВОС.

Каким образом определяется плата за негативное воздействие на окружающую среду?

В соответствии с п. 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – Правила) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

Согласно п. 7 Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа следующие документы:
• заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений;
• копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
• проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (разрабатывается в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).

Территориальные органы уполномоченного органа в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных документов, принимают решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В случае принятия решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы уполномоченного органа утверждают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов территориальными органами уполномоченного органа, которые выдают документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установленной формы.
Порядок определения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду определен Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». В соответствии с вышеуказанным приказом расчет заполняется организациями, осуществляющими плату за негативное воздействие на окружающую среду, и представляется в территориальный орган Ростехнадзора не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Возврат ранее уплаченных средств за НВОС.

Имеет ли УК основания для возврата уплаченных в 2009-10 гг. денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду?

 Основанием для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» видами негативного воздействия на окружающую среду являются выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду) отходов. Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии с п. 4.4 Приложения № 1 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды полигон является природоохранным сооружением для централизованного сбора, обезвреживания, захоронения (хранения) токсичных и нетоксичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений, захоронения твердых бытовых отходов, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, препятствующим распространению болезнетворных микроорганизмов и др.
По вопросу определения лица, обязанного вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, Президиум ВАС РФ вынес Постановление от 17.03.2009 по делу № 14561/08, в котором сделал следующие выводы:
• обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды;
• деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Основным видом деятельности управляющей компании является эксплуатация жилищного фонда и нежилых помещений, инженерных систем зданий, выполнение планово-предупредительных и текущих работ жилищного фонда, выполнение текущих работ по благоустройству.
В соответствии с проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 16.01.2006 управляющая компания осуществляет лишь накопление отходов, вывоз и утилизацию (захоронение) отходов на собственных объектах осуществляют другие организации в соответствии с заключенными договорами.
В соответствии с экспертным заключением по проекту № 9 от 20.01.2006, выданному ФГУЗ «ЦГиЭ № 50 ФМБА России», отходы из жилищ и бытовых помещений организаций накапливаются и хранятся в металлических контейнерах и согласно договору № 1 от 01.01.2006 и графиками вывозятся на полигон ТБО. Мусор строительный, отходы от уборки внутриквартальных территорий вывозятся по заявкам и силами МУП «ДДД». Отработанные люминесцентные ртутные лампы по заявкам вывозятся для утилизации в МУП «РРР». Отработанные автопокрышки, аккумуляторы свинцованные отработанные, масла отработанные по заявкам вывозятся для утилизации в МУП «ГГГ».
Данные обстоятельства подтверждены установленным лимитом на размещения опасных отходов сроком действия с 01.01.2008 по 30.06.2011.
В связи с тем, что образующиеся отходы размещаются на объектах (полигоны, лесной квартал) сторонних организаций (которые имеют соответствующую лицензию) в соответствии с заключенными договорами, можно сделать вывод, что управляющая компания не осуществляет деятельность по размещению отходов, следовательно, не обязана вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Аналогичный вывод содержится в следующих судебных решениях: Постановление ФАС СЗО от 12.10.2010 по делу № А21-228/2009, Постановление ФАС ВВО от 31.05.2010 по делу № А79-3668/2009 и Решение АС Калининградской области от 25.11.2010 по делу № А21-469/2009.

Порядок оплаты излишне уплаченных НВОС.

Какой порядок применяется для возврата излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду?

В соответствии с п. 5 Определения КС РФ от 10.12.2002 № 284 - О платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются не налогом, а обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Таким образом, при возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду должны применяться ст. 78 и 79 НК РФ.
В соответствии со ст. 78 НК РФ (правила данной статьи применяются в отношении возврата излишне уплаченных сборов) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Такое заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
До истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Согласно ст. 137, 138 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налогового органа в вышестоящий налоговый орган или в суд.
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 20.10.2010 № 311 «О наделении территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования полномочиями администраторов доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду» Департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу наделен бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета на соответствующей территории в части платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно п. 2 вышеуказанного Приказа Департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу осуществляет проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду и взыскание задолженности по платежам в бюджет.
Приказом Росприроднадзора от 29.10.2010 № 332 «О внесении изменений в приказ Росприродназора от 20.10.2010 № 311» территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования наделены полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) поступлений в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных за излишне взысканные суммы, предоставления в органы Федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществления возврата.
Таким образом, для возмещения излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Департамент Росприроднадзора по соответствующему федеральному округу (досудебный порядок). В случае получения отказа возможно обращение в суд.
Возможность обращения в арбитражный суд с заявлением о возмещении излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в пределах срока исковой давности и после соблюдения досудебного порядка подтверждается следующими судебными решениями: Решение АС Тамбовской области от 18.01.11 по делу № А64-6223/2010, Решение АС Калининградской области от 19.01.11 по делу № А21-4874/2010, Постановление 19ААС от 20.12.10 по делу № А64-4355/2010.

Оплата НВОС за арендаторов.

Имеется ли у УК возможность не уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду за 30 арендаторов?


Управляющая компания предоставляет принадлежащие ему помещения в аренду. В размер арендной платы входит плата за сбор и вывоз ТБО, а также компенсация платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В случае если действия управляющей компании сводятся к сбору отходов в мусорные контейнеры, а вывоз и утилизация собранных отходов осуществляется другой организацией на основании договора об оказании услуг по вывозу и утилизации (захоронению) ТБО, деятельность управляющей компании не будет рассматриваться как осуществление деятельности по размещению отходов.
Справки об оказании услуг по сбору и утилизации отходов, выдаваемые управляющей компанией арендаторам, не свидетельствуют об осуществлении деятельности по размещению отходов, а подтверждают факт оказания услуг по вывозу, утилизации ТБО и определяют стоимость оказанных услуг. Данные справки выдавались в целях учета и возмещения расходов, понесенных управляющей компанией, и их можно рассматривать как документы, необходимые для подтверждения оказанных услуг.