С целью организации общественного питания для студентов образовательное учреждение (бюджетное учреждение) по согласованию с Росимуществом в установленном законом порядке (через торги) передало здание столовой по договору аренды.

Расчет арендной платы был осуществлен независимым экспертом по установленному законом механизму. Арендатор возмещает образовательному учреждению коммунальные расходы по существующим тарифам согласно приборам учета (электроэнергия, газ, вода, стоки).

Отдельным договором образовательное учреждение передает в эксплуатацию (не в аренду) Арендатору движимое имущество столовой для организации общественного питания (посуду, столы, стулья, раздаточные столы, электрическую печь, жарочный шкаф, котел, посудомоечную машину, картофелечистку и т. п.). С целью обеспечения социальной поддержки студентов стоимость оплаты за эксплуатацию переданного Арендатору имущества была установлена по договору произвольно по взаимной договоренности в размере 2 тыс. руб. в месяц, а стоимость обеда (1, 2, 3 блюдо) была зафиксирована в размере 35 руб., что позволило намного снизить фактическую себестоимость с учетом того, что приоритетным для образовательного учреждения было не получение материальной выгоды, а обеспечение студентов полноценным питанием. Еще одним аргументом, объясняющим, почему образовательное учреждение не передало в аренду движимое имущество, является то, что в таком случае Арендатор, получая это имущество в аренду, имел бы законное право использовать его по своему усмотрению (увезти, использовать не по назначению и т. д.).

Является ли нарушением то, что образовательное учреждение передало Арендатору движимое имущество для организации общественного питания в эксплуатацию, а не в аренду?

Основными договорами, которые предусматривают предоставление имущества в пользование на определенное время, являются договор аренды, договор ссуды (безвозмездного пользования) и договор доверительного управления имуществом.
Анализируя отношения сторон, можно сделать вывод, что между образовательным учреждением и арендатором возникли арендные отношения.
В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с п. 4 ст. 9.2 вышеуказанного федерального закона бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, определенном законом в сферах, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Согласно п. 11 ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.
В силу п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества определен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.
В соответствии со ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:
• на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
• государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
• государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям;
• некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ;
• адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
• образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;
• для размещения объектов почтовой связи;
• лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
• в порядке предоставления государственных и муниципальных преференций;
• лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;
• на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
• взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;
• правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 17 ФЗ Закона № 135-ФЗ в вышеуказанном порядке осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям.
Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения указанных договоров и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом (Приказ ФАС РФ от 10.02.2010 № 67).
Следует отметить, что с принятием Федерального закона от 01.03.2011 № 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук) осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.2011 № 677 при одновременном соблюдении следующих требований:
• арендаторами являются хозяйственные общества, созданные указанными выше учреждениями;
• деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;
• договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду этого имущества, предоставленного хозяйственным обществам по таким договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.

Таким образом, образовательное учреждение должно было заключить договор эксплуатации движимого имущества столовой только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этого договора.
Заключение договора эксплуатации движимого имущества, а не договора аренды в рассматриваемом случае не имеет значения, так как заключенный образовательным учреждением договор подпадает под иной вид договора, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.
Кроме того, данную сделку вполне можно признать притворной сделкой, то есть сделкой, которая совершена с целью прикрыть другую сделку. В соответствии с п. 2 ст. 170 ГК РФ данная сделка является ничтожной.
В качестве примера можно привести Постановление Третьего апелляционного арбитражного суда от 12.09.2011 № 03АП-2962/2011 по делу № А33-2675/2011, в котором суд признал договор о сотрудничестве притворной сделкой, прикрывающей договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом.