Срок предоставления информации потребителю

Каждая управляющая организация в процессе своей деятельности регулярно сталкивается с обращениями граждан о предоставлении им информации, подтверждающей правильность и основания для начисления платы за оказываемые услуги, сведений об объемах таких услуг и иных информации и документов в соответствии с договором управления.

При этом сроки для ответов на подобные обращения граждан УК нередко устанавливают самостоятельно (в том числе в договоре). Разберемся, правомерно ли это, в течение какого срока должен направляться ответ потребителю, а также какая ответственность предусмотрена законодательством для УК за нарушение срока предоставления информации потребителю.

 

Срок ответа зависит от запрашиваемой информации

 

Права и обязанности исполнителя коммунальных услуг предусмотрены п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг. Согласно пп. «р»указанного пункта исполнитель (управляющая компания) обязан производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее трех рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю соответствующих платежей и договорных неустоек (штрафов, пеней). Аналогичное требование установлено и пп. «г» п. 31 Новых правил предоставления коммунальных услуг.

 В то же время пп. «а» п. 40 Правил содержания общего имущества предусмотрено право собственников помещений в соответствии с условиями договора получать от ответственных лиц не позднее пяти рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен.

 Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее – Стандарт раскрытия информации) также предусмотрена обязанность УК раскрывать общую информацию об управляющей организации, основные показатели ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой организацией договоров управления), сведения о порядке, условиях и стоимости выполнения работ (оказания услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

 Согласно п. 5 данного стандарта управляющие организации раскрывают информацию путем:

а) обязательного опубликования на официальном сайте в Интернете, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов по выбору управляющей организации:
• на сайте управляющей организации;
• на сайте органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
• на сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных СМИ, в которых размещаются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, где управляющие организации осуществляют свою деятельность;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Также согласно п. 17 Стандарта раскрытия информации данные могут предоставляться потребителю на основании его письменного запроса или запроса в электронном виде.

 При этом, если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в Интернете и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.

 В письменном запросе, подписанном потребителем, указываются наименование управляющей организации, в адрес которой направляется запрос, фамилия, имя и отчество потребителя (наименование юридического лица), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагается суть заявления, а также отмечается способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю).

 Согласно п. 19 Стандарта раскрытия информации информация на основании запроса в электронном виде предоставляется потребителю по электронной почте в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса. Предоставление же информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации (п. 21 Стандарта раскрытия информации).

 Как видим, тремя нормативными актами предусмотрены совершенно разные сроки предоставления запрашиваемой информации. Каким же документом должна руководствоваться УК? Можно ли выбрать наиболее удобный 20-дневный срок для предоставления запрашиваемой информации?

 Для ответа на этот вопрос обратимся к Решению ВС РФ от 06.05.2011 № ГКПИ11-293, согласно которому п. 21 Стандарта раскрытия информации признан не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту. В Решении указано, что в Стандарте раскрытия информации приведен более широкий перечень вопросов, в отношении которых должна быть предоставлена запрашиваемая информация. Что касается Правил предоставления коммунальных услуг и Правил содержания общего имущества, то они предусматривают предоставление информации меньшего объема, непосредственно касающейся сверки платежей за коммунальные услуги конкретного потребителя или информации о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ.

 Таким образом, при определении срока ответа на запрос потребителя услуг УК должна обратить внимание на перечень запрашиваемых информации и документов. Так, если запрашиваются сверка платы за коммунальные услуги, документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей и неустоек (штрафов, пеней), срок ответа на такой запрос не должен превышать трех рабочих дней. В том случае, когда потребитель запрашивает информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ, УК обязана ответить не позднее пяти рабочих дней с даты получения запроса. Если же объем запрашиваемой потребителем информации выше перечисленного, срок ответа на такой запрос будет составлять 20 календарных дней.


 

Ответственность за нарушение срока предоставления информации

 

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность по ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение лицами, которые отвечают за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

 Таким образом, за нарушение УК срока предоставления ответа в соответствии с пп. «а» п. 40 Правил содержания общего имущества на должностных лиц УК может быть наложен административный штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб., а на УК – от 40 000 до 50 000 руб.

 В качестве примера можно привести Решение Новосибирского областного суда от 15.03.2011 № 7-53-2011, в котором было признано законным привлечение должностного лица к административной ответственности за непредоставление информации о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ.

 Определением Московского городского суда от 24.08.2010 по делу № 33-26188 суд обязал УК предоставить потребителю:

• отчет по фактически оказанным услугам и выполненным работам в объеме, предусмотренном договором управления МКД, с указанием перечня (описания) работ и услуг, выполненных и оказанных УК силами штатных сотрудников, и их объемов с приложением копий нарядов и актов выполненных работ и оказанных услуг, перечня договоров, заключенных с подрядными организациями, актов выполненных и оказанных ими и принятых УК работ и услуг;
• копии финансовых документов, подтверждающих оплату УК работ и услуг в объеме, подтвержденном указанными выше договорами и актами;
• показания общедомовых приборов учета фактически потребленного тепла.

Административная ответственность за неисполнение обязанности, предусмотренной пп. «р» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг и п. 21 Стандарта раскрытия информации, действующим законодательством не установлена. При этом на основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФадминистративным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

 Дополнительно отметим, что согласно п. 4 Стандарта раскрытия информации отказ в предоставлении организацией информации потребителю может быть обжалован в установленном законодательством РФ судебном порядке. Так, в Определении Областного суда Свердловской области от 14.07.2011 по делу № 33-9896/2011 признано неправомерным уклонение УК от предоставления потребителю документированной информации (документов), связанной с заключением в письменной форме договора управления МКД.


 
,
руководитель юридического департамента КГ «Аюдар»
Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.