Если инспекция труда пришла с проверкой

Вопрос:

В каких случаях государственная инспекция труда не уведомляет автономное учреждение о внеплановой проверке?

 

Работники государственной инспекции труда проверяют соблюдение организациями трудового законодательства на основании ст. 353 и 356 ТК РФ. Инспекторы проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации в отношении всех работодателей-организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Как и прочие контролирующие органы, трудовая инспекция обязана руководствоваться Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ[1].

О плановой проверке юридическое лицо, в отношении которого она проводится, уведомляется уполномоченными должностными лицами территориального органа Роструда не позднее трех рабочих дней до ее начала. Для этого копия распоряжения о начале плановой проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ, п. 46 Регламента № 354н[2]).

 

Обратите внимание:

В силу ст. 20 Закона № 294-ФЗ проверка без уведомления проверяемого лица о ее проведении отнесена к грубым нарушениям требований законодательства.

 

Основания для внеплановой проверки перечислены в ст. 360 ТК РФ и п. 69 Регламента № 354н:

1) истечение срока исполнения работодателем выданного должностными лицами Роструда и его территориальных органов предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

2) поступление в Роструд или его территориальный орган:

  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Роструда и других федеральных органов, осуществляющих государственный надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из СМИ о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в определенный срок зарплаты, других выплат работникам либо установлению зарплаты в размере менее предусмотренного трудовым законодательством;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте на основании ст. 219 ТК РФ;

3) наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Роструда о внеплановой проверке, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ, либо руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, изданного на основании требования прокурора о внеплановой проверке в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

О внеплановой проверке инспекторы предупреждают не менее чем за 24 часа до ее начала (ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, п. 72 Регламента № 354н). Но это касается лишь проверок по основаниям, названным в п. 1 и 3. В законодательстве прямо указано, что работодатель (автономное учреждение) не уведомляется о внеплановой проверке, если основаниями для нее стали:

  • обращение (заявление) работника о нарушении работодателем его трудовых прав (абз. 5 ч. 7, ч. 9 ст. 360 ТК РФ, абз. 5 п. 69, абз. 4 п. 72 Регламента № 354н);
  • обращение по поводу фактов возникновения угрозы причинению вреда либо непосредственно причинения вреда жизни и здоровью граждан (п. 2 ч. 2, ч. 17 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, абз. 4 п. 69, абз. 4 п. 72 Регламента № 354н);
  • обращение по поводу нарушений в части сроков выплаты и размера зарплаты работников (абз. 4 ч. 7, ч. 9 ст. 360 ТК РФ, абз. 4 п. 69, абз. 4 п. 72 Регламента № 354н).

 

Вопрос:

Какие вопросы по проверке порядка оформления приема на работу будет вправе задавать инспектор труда?

 

С 2018 года инспекторы труда при плановых проверках должны будут использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). Соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875[3] внесены его Постановлением от 08.09.2017 № 1080. В листы включаются вопросы, охватывающие наиболее значимые требования, предъявляемые к работодателям. Предмет проверки ограничивается исключительно этими вопросами.

Новый порядок станет применяться с 1 января 2018 года при плановых проверках работодателей, деятельность которых относится к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 года – при плановых проверках всех работодателей.

Напомним, что при государственном контроле в сфере труда теперь должен применяться риск-ориентированный подход (см. Постановление Правительства РФ от 16.02.2017 № 197[4]). Деятельности каждого работодателя присваивается категория риска и в зависимости от нее устанавливается периодичность плановых проверок:

  • для категории высокого риска – раз в два года;
  • для категории значительного риска – раз в три года;
  • для категории среднего риска – не чаще чем раз в пять лет;
  • для категории умеренного риска – не чаще чем раз в шесть лет.

В отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Роструд Приказом от 10.11.2017 № 655[5] утвердил формы 107 проверочных листов, которые будут использоваться при плановых проверках. Листы опубликованы на официальном сайте ведомства rostrud.ru. Каждый из них оформлен в виде таблицы, в которой содержатся:

  • вопросы, касающиеся соблюдения норм трудового законодательства;
  • реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования;
  • варианты ответов на вопросы из перечня.

Например, листы 1 и 2 посвящены заключению трудовых договоров и их содержанию, наличию медицинских заключений, условиям труда, лист 10 – регулированию труда работников-инвалидов, лист 20 – охране труда и несчастным случаям на производстве. Приведем список контрольных вопросов, которые будут задаваться при проверке оформления приема на работу.

Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований

Соотнесенные с вопросом нормативные правовые акты с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

Ответы на вопросы (заполняются инспектором в ходе проверки)

Да

Нет

Не относится

Трудовой договор заключен в письменной форме

Часть 1 ст. 67 ТК РФ

Лица, принимаемые на работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземные работы), а также на работы, связанные с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры

Статья 69 ТК РФ

Получение работником экземпляра трудового договора подтверждено подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя

Часть 1 ст. 67 ТК РФ

Отсутствуют факты заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем

Статья 15 ТК РФ

Содержание приказов (распоряжений) о приеме на работу соответствует условиям заключенных трудовых договоров

Часть 1 ст. 68 ТК РФ

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявлен работнику под подпись в трехдневный срок со дня фактического начала работы

Часть 2 ст. 68 ТК РФ

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель ознакомил работников под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (при наличии)

Часть 3 ст. 68 ТК РФ

Подчеркнем: иные вопросы по проверке порядка оформления на работу инспектор труда задавать не вправе.


[1] О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

[2] Утвержден Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

[3] Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

[4] «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

[5] «Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

 

И. Е. Иванова, аудитор КГ «Аюдар»,

журнал "Руководитель автономной организации" № 12, декабрь, 2017 год.

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.