Членство в саморегулируемой организации

С 1 января 2010 г. предпринимательская деятельность по выполнению инженерных изысканий, осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешена исключительно на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске. Однако несмотря на требования законодательства многие хозяйствующие субъекты до сих пор не вступили в СРО, так как этот шаг сопряжен с существенными материальными затратами. О порядке вступления в СРО и последствиях выполнения работ без соответствующего свидетельства о допуске пойдет речь в настоящей статье.

 

Порядок вступления в СРО и выхода из нее.

 Согласно п. 17 ст. 1 ГрК РФ саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства признается некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр СРО и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих работы в указанных сферах. В соответствии со ст. 55.18 ГрК РФ сведения о СРО вносятся Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Таким образом, прежде чем обратиться в СРО с заявлением о приеме в ее члены, необходимо ознакомиться с информацией, размещенной на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в частности с перечнем видов работ, свидетельство о допуске к которым имеет право выдавать СРО.

Порядок приема в члены СРО описан в ст. 55.6 ГрК РФ. Ее членами могут быть юридические лица (в том числе иностранные) и индивидуальные предприниматели, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – свидетельство о допуске). Для приема в члены СРО вышеуказанные лица должны представить следующие документы:
• заявление о приеме в члены СРО с указанием вида работ, свидетельство о допуске к которым намерен получить заявитель (форму заявления можно найти на сайте любой СРО);
• копия документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о госрегистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации), копии учредительных документов юридического лица, а для иностранного юрлица – надлежащим образом заверенный перевод на русский язык копий документов о государственной регистрации юрлица в соответствии с законодательством соответствующего государства;
• документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске (в силу ст. 55.5 ГрК РФ каждая СРО обязана разработать и утвердить эти требования, которые относятся к численности сотрудников и их квалификации, стажу работы, наличию у заявителя определенного имущества для выполнения работ);
• копия свидетельства о допуске, выданного другой СРО того же вида, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является ее членом.

Требовать у заявителя иные документы Закон запрещает.
Решение о приеме (об отказе в приеме) заявителя в члены СРО и выдаче (отказе в выдаче) свидетельства о допуске к определенным работам должно быть принято СРО в течение 30 дней с момента получения вышеуказанных документов. Согласно ч. 5 ст. 55.6 ГрК РФ для отказа в получении членства имеются следующие основания:
1) заявитель не соответствует требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ;
2) заявитель не представил документы в полном объеме;
3) заявитель уже имеет выданное другой СРО того же вида свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые указаны в заявлении о приеме в члены СРО.
Свидетельство о допуске выдается в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд СРО (ч. 6 ст. 55.6 ГрК РФ). В этой связи отметим, что отдельные СРО выставляют в качестве условия приема в свои члены требование о единовременной уплате также и членских взносов, что является необоснованным.
Решение о приеме либо об отказе в приеме в члены СРО, ее бездействие при приеме могут быть обжалованы в арбитражном суде.

Согласно ст. 55.7 ГрК РФ членство в СРО прекращается в следующих случаях:
1. При добровольном выходе из СРО (членство прекращается со дня поступления в СРО соответствующего заявления).
2. При исключении по решению СРО из ее членов. В соответствии со ст. 55.10 ГрК РФ принятие решения по этому вопросу отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов СРО и возможно только при:
• несоблюдении членом СРО требований технических регламентов, повлекшем за собой причинение вреда;
• неоднократном в течение одного года или грубом нарушении членом СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, стандартов саморегулируемых организаций и (или) правил саморегулирования;
• неоднократной неуплате или несвоевременной уплате в течение одного года членских взносов;
• невнесении взноса в компенсационный фонд СРО в установленный срок;
• отсутствии у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ.

Обратите внимание: ч. 7 ст. 55.8 ГрК РФ определяет, что при приобретении некоммерческой организацией статуса СРО индивидуальные предприниматели и юрлица, являющиеся на тот момент ее членами, не получают свидетельств о допуске к работам. Они обязаны получить эти свидетельства не позднее чем через один месяц со дня приобретения некоммерческой организацией статуса СРО в порядке, предусмотренном данной статьей, для внесения изменений в свидетельство о допуске.
 
3. В случае смерти индивидуального предпринимателя или ликвидации юридического лица.
Решение об исключении из членов СРО принимается общим собранием ее членов, кроме случая, когда данное решение основывается на отсутствии у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске к одному виду работ. Здесь решение об исключении вправе принять постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО (правление, дирекция).
Решение СРО об исключении из ее членов также может быть обжаловано в арбитражном суде.

Подчеркнем, что в силу ч. 4 ст. 55.7 ГрК РФ лицу, прекратившему членство в СРО, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд СРО[1], если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Такие случаи определены ст. 3.2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». В данной норме указано, что СРО возвращает индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, прекратившему членство, уплаченные ими взносы в компенсационный фонд, если указанные лица:
• получили свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые до 1 августа 2010 года исключены из утвержденного Минрегионом Перечня видов работ (Приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Приказ № 624));
• не имеют свидетельства о допуске к иным видам работ, которые оказывают  влияние  на  безопасность объектов  капитального строительства;
• прекратили членство в СРО добровольно или в связи с отсутствием свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ не раньше чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев со дня исключения определенных работ из вышеуказанного Перечня.
 
СРО возвращает взнос, уплаченный в компенсационный фонд, в течение 10 дней со дня прекращения членства. Отметим, что со дня возврата указанного взноса СРО не может быть привлечена к субсидиарной ответственности в случае возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ.


 

Исключенные из перечня виды работ и возврат взносов.

 Как известно, лицензии на осуществление определенных строительных работ прекратили свое действие 1 января 2010 года С этого момента для выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо иметь соответствующее свидетельство о допуске, выданное СРО. Первое время действовал Перечень видов работ, утвержденный Приказом Минрегиона России от 09.12.2008 № 274 (далее – Приказ № 274). Однако данный нормативный акт утратил силу с момента принятия Приказа № 624, который утвердил новый Перечень. Позднее виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, были уточнены (Приказ Минрегиона России от 23.06.2010 № 294).
Однако в Письме от 15.06.2010 № 24099-РП/08 ведомство указало на следующее. Часть 9 ст. 55.8 ГрК РФ устанавливает, что свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ выдается СРО без ограничения срока и территории его действия, поэтому прекращение действияПриказа № 274 формально не отменяет действие свидетельств о допуске, выданных в соответствии с данным нормативным актом.
Минрегион также отметил, что в практике деятельности государственных и частных заказчиков, комиссий по проведению конкурсов и аукционов, государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, органов государственного строительного надзора, организаций строительного контроля, правоохранительных органов и др. могут возникнуть трудности сопоставления видов работ, указанных в свидетельствах, выданных в соответствии с Приказом № 274, и в Перечне, утвержденном Приказом № 624, поскольку в последнем виды работ сформулированы в большинстве случаев в иной редакции.
В этой связи Минрегион рекомендует лицам, осуществляющим инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, выполнять виды работ, указанные в Перечне, утвержденном Приказом № 624, только после внесения данных видов работ в свидетельство о допуске, выдаваемое СРО.
Согласно названному Письму внесение изменений в свидетельства о допусках осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 10 – 14 ст. 55.8 ГрК РФ. То есть для этого необходимо представить в СРО заявление о внесении изменений. К нему должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, но лишь в том случае, если член СРО намеревается получить свидетельство о допуске к иным видам работ, чем те, которые указаны в свидетельстве, выданном в соответствии с Приказом № 274.
Как было сказано выше, взносы в компенсационный фонд возвращаются заявителю в случае исключения из перечня тех видов работ, свидетельство о допуске к которым им было получено. В Письме от 08.10.2010 № 35145-ИП/08 Минрегион разъяснил, что работы, указанные в Перечне, утвержденном Приказом № 274, могут считаться исключенными из нового Перечня, утвержденного Приказом № 624, если они отмечены знаком «*» и не выполняются на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.
Следовательно, в случае когда виды работ, свидетельство о допуске к которым ранее было получено юрлицом или индивидуальным предпринимателем, исключены из Перечня, эти лица могут добровольно выйти из СРО и требовать возврата взноса, уплаченного в компенсационный фонд.
Данное обстоятельство подтверждает и судебная практика. В частности, в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 № 06АП-1205/2011 сделан аналогичный вывод. Если виды работ, на которые первоначально было получено свидетельство о допуске, исключены из Перечня как самостоятельные, член СРО может добровольно выйти из нее и вправе требовать выплаты уплаченного им в компенсационный фонд взноса, а также процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ).

 

Последствия выполнения работ без свидетельства о допуске.

 Организация (индивидуальный предприниматель) может выполнять работы, не указанные в Перечне, не обременяя себя членством в СРО. Однако производить работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, допустимо только при наличии выданного СРО свидетельства о допуске (ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ). Несоблюдение данного требования может повлечь неблагоприятные последствия в виде спорных ситуаций.
Во-первых, в случае выполнения работ без соответствующего свидетельства о допуске лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 9.5.1 КоАП РФ «Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ». В качестве санкции предусмотрен штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. Уполномоченным органом по рассмотрению данного правонарушения является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ч. 1 ст. 23.69 КоАП РФ).
Обратите внимание, что выполнение строительных и архитектурно-строительных работ осуществляется на основании заключенного между подрядчиком и заказчиком договора строительного подряда (подряда на выполнение проектных работ). И в правоприменительной практике встречались случаи, когда уполномоченный орган привлекал к административной ответственности по ст. 9.5.1 КоАП РФ организации, выполняющие функции заказчика-застройщика, однако это решение впоследствии было признано незаконным (в качестве примера можно привести Постановление ФАС ПО от 13.01.2011 № А65-15101/2010).
Свою позицию относительно наличия у заказчика свидетельства о допуске высказал и Минрегион. В Письме от 19.06.2009 № 18841-ИМ/08 ведомство указало: если работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполняются не лично, а с привлечением субподрядных организаций, с 20 февраля 2009 года осуществление функций заказчика-застройщика возможно без наличия лицензии, а также без вступления в СРО и получения свидетельства о допуске.
Отметим еще один факт. Руководитель организации, работающей без соответствующего свидетельства о допуске, до 9 апреля 2010 года мог быть привлечен и к уголовной ответственности по ст. 171 «Незаконное предпринимательство» УК РФ. Однако Федеральный закон от 07.04.2010 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел в данную статью поправку: теперь уголовная ответственность за незаконное предпринимательство возникает только в случае осуществления предпринимательской деятельности без лицензии, а не специального разрешения, как было прежде.
Во-вторых, нельзя исключать и возможность принудительной ликвидации юридического лица. Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ, осуществляя деятельность с неоднократными или грубыми нарушениями закона, юрлицо может быть ликвидировано по решению суда, а выполнение работ без свидетельства о допуске СРО является прямым нарушением ст. 55.8 ГрК РФ. В Письме Президиума ВАС РФ от 05.12.1997 № 23 разъяснено, что иск о принудительной ликвидации подрядчика вправе заявить налоговая инспекция или прокурор, а суд должен исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую деятельность организации.
В то же время, если допущенные нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены, юрлицо не может быть ликвидировано.
В-третьих, существует мнение, что отсутствие свидетельства о допуске СРО равносильно отсутствию лицензии, и сделка (договор строительного подряда) может быть признана недействительной в силу ст. 173 «Недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности» ГК РФ.
Между тем отсутствие у подрядчика свидетельства о допуске к работам является нарушением обязательных правил, установленных ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ и п. 1 ст. 422 ГК РФ. Подобное несоответствие согласно ст. 168 ГК РФ влечет ничтожность сделки, а ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ). Следовательно, обращение в суд, в отличие от случая, предусмотренного ст. 173 ГК РФ, не понадобится.
Однако арбитражные суды порой признают оспоримыми (условно действительными) сделки, заключенные при отсутствии допуска к соответствующим видам работ (пример – Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 № А33-10807/2010). Но все же необходимо констатировать, что правоприменительная практика по спорам, связанным с наличием (отсутствием) у организации свидетельства о допуске к определенным видам работ, пока не сложилась.
Еще одним спорным вопросом является оплата работы, выполненной без соответствующего свидетельства о допуске: заказчики часто отказываются платить подрядчикам по данному основанию. К сожалению, единая судебная практика по этому вопросу также отсутствует.
С одной стороны, в силу п. 1 ст. 711 ГК РФ заказчик обязан уплатить подрядчику оговоренную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что последняя выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно. А с 1 января 2010 года субъект хозяйственной деятельности вправе выполнять работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного СРО свидетельства о допуске к этим работам.
Таким образом, договор подряда в части обязанностей сторон, связанных с работами, которые подлежат выполнению лишь при условии получения свидетельства о допуске, может быть признан судом недействительным (ст. 173, 180 ГК РФ).
С другой стороны, арбитражная практика исходит из того, что, если работы были фактически выполнены и приняты заказчиком, признание договора подряда недействительным не является безусловным основанием для отказа в их оплате (п. 2 Письма ВАС РФ от 24.01.2000 № 51).
Однако, скорее всего, подрядчику придется отстаивать свою позицию в суде.
В настоящее время существуют два судебных решения в пользу подрядчика, не имеющего соответствующего свидетельства о допуске.
Первое – это упомянутое Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда № А33-10807/2010, в котором сказано следующее: согласно представленному истцом отзыву на апелляционную жалобу указанное ответчиком условие не является основанием для признания качества работ ненадлежащим и неоплаты работ. В связи с отсутствием у истца свидетельства о допуске к спорным видам работ (лицензии)сделка может являться оспоримой, ответчик не относится к лицам, имеющим право требовать признания ее недействительной(выделено автором).
Второе решение – Постановление ФАС ВСО от 09.11.2010 № А33-2689/2010. В нем также сделан вывод об оспоримости (но не ничтожности) договора подряда в отсутствие свидетельства о допуске к работам по монтажу систем отопления, водопровода и канализации.

 

Заключение.

 Анализ действующего законодательства и судебной практики говорит о том, что обладание свидетельством о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, является своеобразной гарантией от многих неблагоприятных последствий, хотя получение такого допуска влечет существенные материальные затраты, зачастую непосильные для субъектов малого предпринимательства.

[1] К примеру, для строительных организаций минимальный взнос в компенсационный фонд СРО составляет 300 тыс. руб. – при условии установления СРО требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ.



, юрист КГ «Аюдар»
Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.