Муниципальный контракт: иск о расторжении, претензия

Расторжение муниципального контракта: основные нюансы.

Один из важных вопросов, касающихся муниципального контракта, - возможность его расторжения. Закон говорит о том, что расторжение контракта возможно по договоренности сторон либо в соответствии с решением суда.

Соглашение о расторжении оформляется в той же форме, что сам контракт. Если стороны не пришли к соглашению, каждая из них имеет право подать в суд иск о расторжении муниципального контракта. Подобное требование может быть заявлено только после отказа второй стороны расторгнуть его добровольно или неполучении ответа на претензию по муниципальному контракту в установленный срок. Если данное требование не выполнено, исковое заявление будет оставлено судом без рассмотрения.

Бюджетное учреждение культуры (заказчик) 23.07.2010 заключило муниципальный контракт на изготовление и поставку барной стойки. По контракту оплата должна быть произведена следующим образом: 30% стоимости работ оплачивается после подписания договора, 70% – в течение 15 дней после подписания акта выполненных работ. Срок поставки – 20.08.2010. Фактически предоплата (30%) была произведена 27.08.2010 (платеж задержали в управлении культуры и департаменте финансов при регистрации бюджетного обязательства). Поставщик, ссылаясь на задержку предоплаты, задерживает сроки выполнения обязательства по поставке стойки. На 29.09.2010 работа поставщиком не выполнена, его телефоны отключены или находятся вне зоны доступа, какая-либо связь с ним отсутствует. Согласно контракту учреждением выставлена претензия по уплате неустойки. Поставщик отказывается ее платить. Как правильно поступить в данном случае: расторгнуть договор и вести процедуру по возврату предоплаты либо ждать поставки товара и предъявлять требования об уплате неустойки в судебном порядке? Начиная с какого дня следует начислять неустойку?

В хозяйственной деятельности большинства российских организаций задержка поставки товара или выполнения работ поставщиком, к сожалению, скорее закономерность, чем исключение из правил. Расторгать заключенный договор и требовать с недобросовестного контрагента возврата предоплаты или дождаться поставки товара и взыскать с поставщика неустойку за просрочку исполнения обязательства – решать, конечно же, руководителю организации. Но при этом он должен исходить из экономической целесообразности того или иного варианта поведения, временных затрат, а в рассматриваемом случае – еще и соответствия выбранного варианта поведения действующему законодательству.

Претензии по муниципальному контракту: пути решения.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, определим, имело ли место нарушение условий контракта со стороны заказчика.

 Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом согласно условиям договора и требованиям закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).

 В рассматриваемой ситуации по условиям контракта уплата 30% стоимости производится после подписания договора, однако конкретная дата платежа не указывается. Также по условиям контракта срок поставки определен конкретной датой – 20.08.2010 – и не зависит от даты первого платежа, следовательно, заказчиком условия контракта не нарушены.

 Согласно п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В связи с отсутствием оплаты от заказчика поставщик мог направить последнему претензию о расторжении контракта и расторгнуть данный контракт по соглашению сторон либо в судебном порядке, ссылаясь на невозможность его своевременного исполнения. Но так как этого сделано не было, у поставщика осталась обязанность по поставке товара в срок до 20.08.2010 в соответствии с контрактом независимо от наличия или отсутствия оплаты от заказчика.

 Далее рассмотрим вопрос о выборе варианта поведения заказчика в случае неисполнения контракта поставщиком.

 Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении данного договора.Так как муниципальный контракт заключен на поставку, на данный контракт распространяются положения п. 2 ст. 523 ГК РФ, в соответствии с которыми неоднократное нарушение срока поставки товара является нарушением существенного условия договора.

 Как было указано выше, в силу п. 8 ст. 9 Федерального закона №94-ФЗ расторгнуть муниципальный контракт можно по соглашению сторон или в судебном порядке. В соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ заказчик имеет право заявить требование об изменении или о расторжении договора в суд только после получения отказа поставщика на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок. Согласно п. 5 ст. 453 ГК РФ если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

 В силу п. 8.1 ст. 9 Федерального закона №94-ФЗ в случае расторжения муниципального контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ заключается контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, с согласия такого участника размещения заказа.

 В муниципальный контракт должно быть включено обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом (п. 10 ст. 9 Федерального закона №94-ФЗ).

Неисполнение муниципального контракта.

В соответствии с п. 11 ст. 9 Федерального закона №94-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается муниципальным контрактом в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней). Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

 Установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства (ст. 521 ГК РФ). Также заказчик согласно ст. 393, 394 ГК РФ может потребовать с поставщика возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по причине нарушения существенных условий договора. Причинение заказчику убытков необходимо доказывать в судебном порядке, руководствуясь ст. 15 ГК РФ.

 Учитывая все вышесказанное, отметим, что в соответствии с действующим законодательством РФ заказчик может потребовать от поставщика расторжения контракта, возврата суммы предоплаты, уплаты неустойки и возмещения убытков или же дождаться поставки товара и предъявить требование к поставщику о выплате неустойки и убытков за несвоевременное исполнение обязательства.

 При этом неустойка должна исчисляться за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного муниципальным контрактом срока исполнения обязательства (то есть с 21.08.2010), до фактического исполнения обязательства в размере, установленном контрактом. Если в контракте отсутствует условие о размере неустойки, ее размер должен быть не менее 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней).

 Однако если поставщик откажется в добровольном порядке расторгать контракт и исполнять предъявленные требования, заказчик будет вынужден обратиться в арбитражный суд в порядке, предусмотренном АПК РФ.

 
,
руководитель юридического департамента КГ «Аюдар»
Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.