Является ли ошибкой в строке 5 счета-фактуры при указании номера платежно-расчетного документа в случае получения авансовых платежей в счет предстоящих поставок не целиком, то есть поставщик вместо номера 1153 указывает номер 53? (Учитывая что в банковских документах поставщика номер значится 53, а в документах нашей организации 1153.)

Вопрос заключается в следующем: вправе ли покупатель принять к вычету НДС, если его платежное поручение на уплату аванса имеет четырехзначный номер, а в строке 5 «К платежно-расчетному документу № ___ от ___» счета-фактуры указаны лишь две последние цифры этого четырехзначного номера?

Согласно Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914) в строке 5 указываются реквизиты (номер и дата составления) платежно-расчетного документа.

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ, счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных п. 5, 5.1 и 6 данной статьи.

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 и 6 указанной статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

В пп. 4 п. 5 данной статьи указано, что, в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:

  • номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В рассматриваемой ситуации номер, указанный в строке 5 счета-фактуры, не соответствует номеру платежного поручения покупателя (указаны лишь две последние цифры четырехзначного номера платежного поручения).

Отметим, что часто возникает ситуация, когда в строке 5 счета-фактуры указывают сокращенный до трех последних символов номер платежного поручения, которым покупатель перечислил аванс. Подобное сокращение обосновывается Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации (утверждено ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П), согласно которому платежное поручение заполняется банком с учетом того, что если его номер состоит более чем из трех цифр, то платежное поручение при осуществлении платежей через расчетную сеть Банка России идентифицируется по трем последним разрядам номера, которые должны быть отличны от «000». По этой ситуации финансисты высказались в Письме от 07.11.2007 № 03-07-11/556: указание в строке 5 «К расчетно-платежному документу» счета-фактуры, выставляемого продавцом при реализации товаров, в счет поставок которых были получены авансы, трехзначного номера платежно-расчетного документа (платежного поручения), не является нарушением порядка заполнения счета-фактуры. Поэтому суммы НДС, указанные в таких счетах-фактурах, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.

Отметим, что суды разделяют это мнение. Например, ФАС МО в Постановлении от 22.05.2009 № КА-А40/4421-09 посчитал, что указание поставщиком оборудования в выставленном счете-фактуре номера платежного поручения № 89, представляющего собой три последние цифры номера представленного обществом платежного поручения № 005089 не может рассматриваться как нарушение положений ст. 169 НК РФ. Также суд кассационной инстанции учел, что данный счет-фактура позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъектов), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму налога. А Конституционный Суд РФ в своем Определении от 15.02.2005 № 93-О разъяснил, что положения ст. 169 Налогового кодекса РФ не запрещают принимать к вычету суммы НДС, исчисление и оформление которых соответствует требованиям, необходимым для налогового контроля. Аналогичное мнение высказано данным судом в Постановлении от 21.01.2009 № КА-А40/13256-08.

Ситуация, рассмотренная в Вашем вопросе, аналогична данной. Поэтому отметим следующие моменты.

Во-первых, в рассмотренной ситуации сокращение номера платежного поручения до двух знаков было сделано банком продавца. Соответственно, имеет смысл узнать в банке, в соответствии с каким нормативным документом было произведено подобное сокращение.

Во-вторых, в данной ситуации по аналогии можно руководствоваться Письмом Минфина России от 07.11.2007 № 03-07-11/556, согласно которому указание в счете-фактуре сокращенного номера платежного поручения не признается нарушением порядка заполнения счета-фактуры.

В-третьих, применяется п. 2 ст. 169 НК РФ, согласно которому ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. В соответствии с этой нормой сокращение номера платежного поручения, указанного в счете-фактуре, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету НДС.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что указание в счете-фактуре номера платежного поручения, сокращенного до двух последних знаков, не может являться нарушением порядка заполнения счета-фактуры. Поэтом НДС по такому счету-фактуре можно принять к вычету.