• Главная
  • Статьи
  • Ответственность за нарушение сроков размещения информаци...

Ответственность за нарушение сроков размещения информации о закупках

Правомерно ли привлечение к административной ответственности бюджетного учреждения по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ за нарушение установленных Федеральным законом № 223‑ФЗ[1] сроков внесения информации о заключенном договоре в реестр договоров на официальном сайте www.zakupki.gov.ru?

 

Поскольку ответственность, установленная ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, применяется за нарушение предусмотренных Федеральным законом № 223‑ФЗ сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок, нарушение срока размещения информации о заключенном договоре в реестр договоров на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не образует события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, так как в настоящее время единая информационная система в сфере закупок в эксплуатацию не введена. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 № 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок» Федеральному казначейству надлежит обеспечить ввод ее в эксплуатацию не позднее 01.01.2016 (Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2015 № А26-3320/2015).

 

Обоснование. Частью 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение предусмотренных Федеральным законом № 223‑ФЗ сроков публикации в единой информационной системе в сфере закупок сведений о закупке товаров, работ, услуг, размещение которых предусмотрено законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 названной статьи.

Бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств согласно требованиям Закона о контрактной системе[2], за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 обозначенного закона, когда бюджетное учреждение осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом № 223‑ФЗ. Напомним: для того чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе в вышеперечисленных случаях, им нужно разработать положение о закупках в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 223‑ФЗ и разместить его до начала года на официальном сайте РФ в Интернете для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Частью 1 ст. 4.1 Федерального закона № 223‑ФЗ предусмотрено, что Федеральное казначейство обеспечивает ведение в единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее – реестр договоров). Порядок ведения названного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, устанавливается Правительством РФ.

В части 10 ст. 8 Федерального закона № 223‑ФЗ говорится, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные этим законом, размещаются на официальном сайте РФ в Интернете для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством РФ.

Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 (далее – Правила № 1132), которым установлено, что включению в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, подлежат информация и документы о закупках по договорам, заключенным после 01.01.2015 и до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок размещение указанного реестра осуществляется на официальном сайте РФ в Интернете для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Указанные правила начали действовать с 01.01.2015, за исключением пп. «ж», «з», «л» и «м» п. 2 – в части включения документов в реестр договоров, заключенных по результатам закупки. Они вступят в силу с 01.01.2016.

Согласно п. 2 Правил № 1132 (в части, подлежащей применению с 01.01.2015) в реестр включаются следующие информация и документы:

1) наименование заказчика;

2) сведения о способе закупки, сведения об осуществлении закупки в электронной форме, а также закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;

3) дата подведения итогов закупки (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения договора (при наличии);

4) дата заключения договора и номер договора (при наличии);

5) предмет договора, цена договора и срок (период) его исполнения;

6) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе):

  • в отношении юридического лица – наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, информация о его отнесении к субъекту малого и (или) среднего предпринимательства и идентификационный номер налогоплательщика;
  • в отношении физического лица – фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства и идентификационный номер налогоплательщика;

7) информация об установлении в договоре требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе об общей стоимости заключаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с указанными субъектами договоров (далее – договоры с субподрядчиками);

8) информация о договорах с субподрядчиками, в том числе на­именование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его идентификационный номер налогоплательщика, а также предмет и цена договора с субподрядчиками;

9) номер извещения о закупке (при наличии).

Согласно ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона № 223‑ФЗ заказчики вносят в реестр договоров информацию и документы, установленные Правительством РФ в течение трех рабочих дней со дня заключения договора. Несоблюдение указанного срока является нарушением.

Вместе с тем ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ конкретизировано, что административная ответственность по ней наступает за нарушение не просто сроков размещения информации о закупке товаров, работ, услуг в Интернете, а именно размещения в единой информационной системе в сфере закупок.

К указанной статье КоАП РФ законодателем не предусмотрено никаких примечаний, устанавливающих, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность применяется в случае нарушения сроков размещения информации на официальном сайте РФ в Интернете для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, как, например, это предусмотрено в примечании к ст. 7.30 КоАП РФ. При этом названное примечание, как следует из его содержания, на другие статьи КоАП РФ не распространяется.

В настоящее время единая информационная система в сфере закупок в эксплуатацию не введена. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 36 Федеральному казначейству надлежит обеспечить ввод ее в эксплуатацию не позднее 01.01.2016. С учетом изложенного нарушение срока размещения информации на сайте www.zakupki.gov.ru не образует события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Отсутствие события административного правонарушения в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2015 № А26-3320/2015).

Вместе с тем следует отметить, что контрольные органы по данному вопросу имеют иную точку зрения, и отстаивать свою правоту учреждению придется, скорее всего, в суде.

 

Ответственность должностного лица уполномоченного органа

 

Можно ли привлечь к административной ответственности должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, осуществляющее свои функции в рамках централизации закупок?

 

Должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченного учреждения подлежит привлечению к административной ответственности как должностное лицо заказчика в части переданных полномочий.

 

Обоснование. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое поименованным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществля­ющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

В соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок могут быть созданы уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, на которые возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков.

Эти органы, учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких органов, учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на них полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

Согласно ч. 10 ст. 26 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями.

В силу ч. 11 ст. 26 Закона о контрактной системе к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании названных органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с поименованной статьей, применяются положения Закона о контрактной системе, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.

Таким образом, должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченного учреждения подлежит привлечению к административной ответственности как должностное лицо заказчика в части переданных полномочий (Письмо Минэкономразвития РФ от 27.07.2015 № ОГ-Д28-10117).

 

О закупках при отсутствии лимитов бюджетных обязательств

 

Вправе ли казенное учреждение запланировать и осуществить закупку товаров, работ или услуг в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до данного учреждения?

Казенное учреждение не вправе планировать и осуществлять закупки товаров, работ или услуг при отсутствии доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

 

Обоснование. В силу ч. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно ч. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено названным кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки в том числе должна быть информация о кратком изложении условий контракта, содержащем наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроках поставки товара или завершения работы либо графике оказания услуг, начальной (максимальной) цене контракта, источнике финансирования.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

На основании ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

При этом в силу ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются согласно плану-графику закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированному и утвержденному в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных ч. 3 данной статьи.

Согласно ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ в Интернете для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 – 2016 годы в соответствии с Порядком размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденным совместным Приказом Минэкономразвития РФ № 761 и Федерального казначейства № 20н от 27.12.2011 (далее – Приказ № 761/20н), и Особенностями размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 – 2016 годы, утвержденными совместным Приказом Минэкономразвития № 182 и Федерального казначейства № 7н от 31.03.2015 (далее – Особенности № 182/7н)

В соответствии пп. «и» п. 2 ч. 5 Особенностей № 182/7н в столбце 9 плана-графика размещения заказов указывается начальная (максимальная) цена контракта. При этом начальная (максимальная) цена контакта определяется заказчиком в соответствии с требованиями ст. 22 Закона о контрактной системе. Согласно Порядку № 761/20н ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта формируется заказчиком на основе лимитов бюджетных обязательств (предоставленных субсидий) с учетом экспертных оценок, экспресс-анализа рыночной конъюнктуры.

Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика (Письмо Минэкономразвития РФ от 15.05.2015 № Д28и-1373).

 

Контрольно-кассовая техника

 

Проверяется ли в ходе выездной налоговой проверки используемая в учреждении контрольно-кассовая техника?

 

За налоговыми органами закреплена государственная функция по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (п. 2 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденного Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н). При проведении контрольных мероприятий в рамках выездных налоговых проверок объектом контроля является соблюдение учреждением требований к ККТ, порядку и условиям ее регистрации и применения.

 

Обоснование. В соответствии с названным регламентом в ходе выездной налоговой проверки контрольные мероприятия проводятся и в отношении используемой учреждением ККТ. Данным документом закреплена государственная функция по контролю за применением ККТ. В разделе 3 этого регламента утверждены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения.

Специалисты инспекции ФНС при исполнении данной государственной функции имеют право:

 

  • на беспрепятственный доступ к ККТ проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обес­печивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в контрольно-кассовой технике, и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;
  • на запрос от проверяемого объекта документации для проверки, связанной с применением контрольно-кассовой техники и учетом денежных средств;
  • на получение паролей ККТ, необходимых для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты.

 

Специалистами инспекции ФНС рассматриваются документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники.

В ходе проверки изучаются документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, документы, сопряженные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности, информация из автоматизированных систем о выпущенных документах (оформленных на бланке строгой отчетности, приравненном к кассовому чеку), документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также анализируются соблюдение требований к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее применения, порядок и условия применения бланков строгой отчетности, требования к автоматизированным системам для формирования бланков строгой отчетности и заполнения соответствующих документов, порядок и условия их применения, порядок и условия выдачи товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Также в ходе контрольных мероприятий работники налоговой инспекции в обязательном порядке проводят проверку наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, о чем составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, в двух экземплярах.

 

Каким требованиям должна отвечать ККТ?

 

ККТ должна быть зарегистрирована (перерегистрирована) в налоговых органах (Административный регламент предоставления ФНС государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.06.2012 № 94н) и должна быть исправной. Требования, которым должна отвечать ККТ, установлены Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470.

 

Обоснование. В соответствии с п. 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 470, ККТ должна:

  • иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
  • обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
  • обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах согласно установленным техническим характеристикам и параметрам функционирования;
  • обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • эксплуатироваться в фискальном режиме;
  • регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • быть исправной;
  • обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
  • соответствовать образцу, представленному в Минпромторг при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр;
  • иметь паспорт установленного образца;
  • иметь идентификационный знак установленного образца;
  • иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;
  • иметь знак «Сервисное обслуживание» установленного образца.

 

В каких случаях ККТ считается неисправной?

 

Перечень условий, когда ККТ считается неисправной, приведен в п. 8 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 № 745 (далее – Положение № 745).

Обоснование. Согласно нормам п. 8 Положения № 745 неисправной считается ККТ, когда:

 

  • не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты, предусмотренные п. 4 Положения № 745;
  • не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту либо другие документы, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;
  • не выполняет или выполняет с ошибками операции, установленные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;
  • не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;
  • применяет прикладные программы, не допущенные комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно-кассовой машины.

 

 

Предусмотрена ли административная ответственность за использование неисправной ККТ?

 

Пунктом 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за применение неисправной ККТ.

 

Обоснование. Согласно нормам названного пункта неприменение в установленных Федеральным законом от 22.05.2003 № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влекут предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 3 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.

Одними из условий признания ККТ неисправной являются отсутствие (полное или частичное) чека, а также его плохое (неразборчивое) пропечатывание. Какая информация должна быть четко отражена в чеке, чтобы ККТ не была признана неисправной?

 

Перечень обязательных реквизитов контрольно-кассового чека, которые должны четко и в полном объеме на нем отражаться, приведен в п. 4 Положения № 745.

 

Обоснование. Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона № 54‑ФЗ установлено, что организации, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Если учреждение в случаях, установленных Федеральным законом № 54‑ФЗ, осуществляет расчеты с населением без применения ККТ, то покупателям выдаются бланки строгой отчетности, подтверждающие прием у них денежных средств. Согласно нормам п. 4 Положения № 745 юридическое лицо, осуществляющее денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин, обязано выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной. На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:

 

  • наименование организации;
  • идентификационный номер организации-налогоплательщика;
  • заводской номер контрольно-кассовой машины;
  • порядковый номер чека;
  • дата и время покупки (оказания услуги);
  • стоимость покупки (услуги);
  • признак фискального режима.

 

На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требовани­ями к контрольно-кассовым машинам, с учетом особенностей сфер их применения.

В случае если учреждение в силу норм Федерального закона № 54‑ФЗ при расчетах с населением не использует ККТ, вместо чека покупателям выдается бланк строгой отчетности (БСО). Он должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359, за исключением случаев, когда форма БСО утверждена органом исполнительной власти, в чьи полномочия входит утверждение формы БСО при оказании услуг населению.

 

Цена платной услуги, оказываемой учреждением

 

При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения иногда выявляются следующие нарушения:

 

  • допускаются ошибки при расчете затрат, входящих в себестоимость цены на оказание платной услуги;
  • не всегда соблюдаются утвержденные прейскурантом цены при заключении договоров с юридическими лицами на оказание платных услуг;
  • цены на платные услуги не покрывают издержки учреждения на оказание данных услуг;
  • стоимость услуги, оказываемой за счет средств субсидий, значительно выше стоимости аналогичной услуги, осуществляемой на платной основе.

 

 

Как правильно определить стоимость платной услуги?

 

Стоимость услуги, оказываемой учреждением на платной основе, определяется в соответствии с требованиями, установленными нормативным актом, определяющим правила оказания платных услуг. В случае отсутствия нормативных актов, регламентирующих данный вопрос, работники учреждения самостоятельно рассчитывают цену платной услуги, при этом учитывают следующие моменты:

  • в стоимость должны быть включены все затраты, которые несет учреждение на оказание названной услуги;
  • себестоимость услуги увеличивается на наценку, причем учреждение помнит о том, что оно не создано с целью получения прибыли;
  • цена платной услуги не должна быть ниже стоимости услуги, оказываемой за счет средств субсидий.

 

Обоснование. При определении стоимости платной услуги учреждение должно руководствоваться нормативными актами, регулирующими этот вопрос, юридическая сила которых распространяется на данные учреждения. В качестве примера такого документа можно привести Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации», утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 25.05.2015 № 309. Только в случае отсутствия подобного документа учреждение действует самостоятельно и, исходя из общеэкономических принципов ценообразования, исчисляет цену на платную услугу, при этом:

1) рассчитывает затраты на оказание услуги;

2) исчисляет затраты на содержание имущества;

3) применяет наценку на услугу. Размер наценки определяется в соответствии с положениями нормативных актов либо с учетом цен на аналогичную услугу, сложившихся на рынке. При применении наценки следует помнить о том, что:

а) учреждение является некоммерческой организацией и получение прибыли не является его первостепенной задачей;

б) на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтех­училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, правовыми актами устанавливается наценка, которая учитывается при определении цены на такую продукцию. Например, Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.05.2010 № 282 «Об установлении предельной наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, расположенных на территории Нижегородской области» определено, что предельная наценка (включая торговую надбавку) на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, расположенных на территории Нижегородской области, не должна превышать 50% к ценам приобретения сырья и покупных товаров. Эта наценка не является обязательной к применению в следующих случаях (при условии ведения раздельного учета затрат по производству и реализации продукции):

  • при организации специальных мероприятий (праздничных вечеров, вечеров отдыха и др.);
  • при реализации продукции собственного производства и покупных товаров, реализуемых за пределами образовательных учреждений;
  • при организации мест для питания повышенной комфортности (кафе, барах, отдельных линиях раздачи пищи с продукцией более сложного приготовления по отдельному меню), с условием наличия в образовательном учреждении предприятия общественного питания, реализующего продукцию (товары) с применением предельной наценки;

4) полученную расчетным путем цену на платную услугу сравнивает с ценой на аналогичные услуги, оказываемые другими учреждениями, коммерческими организациями. Если цена в значительной степени отличается, рекомендуем сделать ее пересчет. Разница между ценой услуги, оказываемой учреждением на платной основе, и ценой услуги, оказываемой за счет средств субсидий, выделяемых учреждению, должна быть обоснованной (применением надбавки, использованием более дорогостоящих материалов, удорожающих услугу и т. п.);

5) по завершении всех вышеперечисленных действий утверждает цену услуги (приказом руководителя учреждения по согласованию с учредителем) и отражает ее в прейскуранте на информационном табло, установленном в учреждении, и на сайте учреждения. Копия приказа об утверждении перечня платных услуг и цен (тарифов) либо о внесении в него изменений направляется учредителю (если он выставляет такое требование).



[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[2] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

 


к. п. н., редактор журнала
«Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений», №11, ноябрь, 2015 г.

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.