Раскрытие информации: копия договора управления МКД

В редакцию журнала поступил вопрос следующего содержания. УК разместила на сайте www.reformagkh.ru шаблон проекта договора управления в формате Word. Инспекция посчитала, что организация должна была опубликовать копии договоров в виде электронных файлов, и, соответственно, вынесла предписание за неполное размещение информации в нарушение стандарта. Поясните, в чем заблуждается УК.

 

Согласно пп. «б» п. 3 Стандарта раскрытия информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, управляющая организация обязана раскрывать такую информацию, как перечень МКД, управление которыми она осуществляет, с указанием адреса и основания для управления по каждому МКД. Из пункта 2 формы 1.4 «Перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляют управляющая организация, товарищество, кооператив», утвержденной Приказом Минстроя РФ от 22.12.2014 № 882/пр, следует, что под основаниями для управления домом понимаются договор управления, протокол общего собрания собственников, протокол открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления. В свою очередь, форма 2.1 «Общие сведения о многоквартирном доме» (п. 3) требует приложения копии договора управления МКД в виде электронного файла.

У УК нет ясности, копию какого именно документа следует прикреплять в виде файла:

 

  • «рыбы» договора, содержащей условия, утвержденные решением общего собрания собственников помещений;
  • проекта договора, подписанного со стороны УК;
  • договора, подписанного УК и одним из собственников;
  • договоров, подписанных УК и каждым из собственников, которые в общей сложности имеют более 50% голосов.

 

Формулировки подзаконных нормативно-правовых актов не позволяют ответить на данный вопрос, поэтому придется прибегнуть к системному анализу норм жилищного законодательства. В Стандарте раскрытия информации говорится об основании для управления конкретным домом. Представляется, что в случае УК таковым может быть только заключенный договор управления. Дело в том, что в силу ч. 7 ст. 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления МКД, УК обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через 30 дней со дня его подписания. В свою очередь, согласно ст. 198 ЖК РФ лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным домом только после того, как сам опубликует соответствующую информацию на официальном сайте для раскрытия информации и орган ГЖН внесет дом в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением договора управления МКД (перед этим УК обязана предоставить чиновникам копию подписанного в соответствии с требованиями ЖК РФ договора управления – см. Письмо Минстроя РФ от 05.08.2015 № 24430‑АЧ/04). Таким образом, приступить к управлению домом можно только при условии подписания договора управления МКД.

Согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления заключается в письменной форме или в электронной форме с использованием ГИС ЖКХ путем составления одного документа, который подписывается сторонами. При этом собственники помещений, обладающие более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Таким образом, договор управления как основание для управления домом считается заключенным в надлежащей форме, когда он подписан сторонами. Значит, считать, что УК раскрыла информацию об основании для управления домом (как того требует пп. «б» п. 3 Стандарта раскрытия информации), можно, только если она разместила копии договоров, подписанных УК с одной стороны и собственниками помещений (обладателями более половины голосов) с другой стороны. Таким образом, будет достигнута цель раскрытия информации УК, прежде всего, для клиентов: собственники помещений могут удостовериться, на законных ли основаниях УК управляет домом, выявить возможные подлоги и пр.

Добавим: размещению подлежит копия договора со всеми неотъемлемыми частями (приложениями), в которых обычно приводятся перечень работ, услуг, их стоимость. Условия договора должны соответствовать условиям, утвержденным на общем собрании собственников помещений, и быть одинаковыми для всех потребителей.

Дополнительно следует иметь в виду требования законодательства о персональных данных.

Известно, что на практике органы ГЖН рекомендуют УК (и считают это достаточным) размещать на официальном сайте для раскрытия информации копии договоров управления, подписанных лишь со стороны УК. Однако этот вариант, по сути, ничем не отличается от размещения «рыбы» договора (образца договора со всеми существенными условиями в отношении конкретного дома, не подписанного обеими сторонами). Наличие на экземпляре договора подписи со стороны УК, равно как и отсутствие каких‑либо подписей либо наличие подписей УК и собственников, обладающих менее 50% голосов, не указывает на факт заключения данного договора. Такой договор нельзя рассматривать как основание для управления МКД.

 

* * *

 

Системный анализ норм жилищного законодательства позволяет прийти к выводу, что в рамках раскрытия информации о деятельности по управлению МКД УК обязана размещать копию договора управления с подписями сторон: УК и собственников помещений, обладающих более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме. Такой договор является основанием для управления домом. 

 

 


редактор журнала
«Жилищно-коммунальноехозяйство: бухгалтерскийучет и налогообложение», №12, декабрь, 2015 г.

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.