Контрактная система: 2016, декабрь.

Изменения в законодательстве.

 

 Рассмотрим изменения, произошедшие в законодательстве за месяц.

 Для заключения контракта потребуется обеспечение его исполнения.

 Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1166 вводит норму, согласно которой при проведении конкурсов для определения поставщика, с которым заключается государственный контракт, заказчики:

  • размещают извещение о проведении открытого конкурса в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) не менее чем за 60 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе;
  • устанавливают требование о предоставлении поставщиком-инвестором обеспечения исполнения госконтракта в части инвестиционных обязательств поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта РФ. Требование устанавливается в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации, проекте государственного контракта. Размер обеспечения – от 2 до 5% объема инвестиций, определенного проектом госконтракта в соответствии с заявкой участника закупки, с которым заключается государственный контракт. При этом срок действия предоставленной в обеспечение исполнения таких обязательств банковской гарантии должен превышать срок, в течение которого поставщиком-инвестором осуществляется создание или модернизация и (или) освоение производства товара на территории субъекта РФ, не менее чем на один месяц. Возврат внесенных поставщиком-инвестором в обеспечение исполнения данных обязательств денежных средств осуществляется заказчиком не позднее одного месяца со дня исполнения обязательств по созданию или модернизации и (или) освоению производства указанных товаров;
  • заключают госконтракты только после предоставления участником указанного обеспечения исполнения госконтракта.

В извещении о проведении конкурса, в конкурсной документации, проекте государственного контракта заказчик может, в частности, указать формулу цены и максимальное значение цены госконтракта, предусмотреть выплату аванса согласно бюджетному законодательству РФ. При этом в проект госконтракта необходимо вписать условие о выплате данного аванса только после предоставления поставщиком-инвестором обеспечения исполнения госконтракта в размере аванса и проверки заказчиком такого обеспечения на соответствие требованиям Закона о контрактной системе [1] .


Уточнен порядок ведения реестра контрактов.

 

Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 01.12.2016 № 1285, вносящее изменения в Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 – в порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, информация о которых подлежит размещению в ЕИС.

Определен перечень сведений, включаемых дополнительно в реестр:

  • при осуществлении закупок лекарственных препаратов – наименование лекарственного средства, номер регистрационного удостоверения и сведения о его держателе, наименование производителя, лекарственная форма, дозировка, количество лекарственных форм во вторичной (потребительской) упаковке;
  • информация о гарантии качества товара, работы, услуги (ТРУ) по контракту и сроке ее представления (при наличии).

Установлено, что перечень товаров, при закупках которых в реестр контрактов включаются сведения об их потребительских свойствах, а также характеристики качества и иные характеристики объектов закупки, состав этих характеристик утверждаются Минэкономразвития по согласованию с Минфином.

Положения рассматриваемого документа в части ведения реестра контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, применяются при формировании и направлении заказчиками подлежащих включению в указанный реестр сведений о контрактах, заключенных с 01.01.2017.

Ведение такого реестра в отношении сведений о контрактах, заключенных для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд до 01.01.2017, осуществляется соответственно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном Правилами ведения реестра контрактов, содержащих гостайну[2], до завершения исполнения указанных контрактов.

 

Расширен перечень ТРУ, подлежащих нормированию.

 

Постановление Правительства РФ от 30.11.2016 № 1270 дополнило Обязательный перечень [3] ТРУ, для которых при госзакупках устанавливаются требования к их характеристикам в целях снижения количества госзакупок предметов роскоши и ТРУ с избыточными потребительскими свойствами.

Нововведения касаются федеральных госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, территориальных органов и подведомственных казенных и бюджетных учреждений, федеральных унитарных предприятий. На основе указанного перечня федеральные госорганы и органы управления государственными внебюджетными фондами утверждают ведомственные перечни, в которых определяются требования к отдельным видам закупаемых ТРУ.

В обязательный перечень добавлены требования, например, к услугам такси, аренде и лизингу легковых автомобилей.

Также в обновленном перечне скорректированы наименования отдельных позиций, что связано с заменой кодов по ОКПД на коды по ОКПД 2.

 

Скорректированы дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов строительных работ.

 

Постановление Правительства РФ от 14.11.2016 № 1185 вносит изменения в приложения 1 и 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99. Нововведения касаются выполнения работ, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД 2, когда начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) (НМЦК) превышает 10 млн руб. В положения о дополнительных требованиях к участникам закупки таких работ внесены редакционные поправки.

Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту уникальных объектов капитального строительства (например, здание высотой более 100 м по проектной документации, не являющееся особо опасным и технически сложным объектом) отнесены к работам, которые по причине их технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны выполнить только подрядчики (исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. При этом НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения госнужд превышает 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд – превышает 50 млн руб. Изменены дополнительные требования к участникам закупки данных работ, а также к документам, подтверждающим соответствие участников закупки установленным требованиям.

Для постройки уникального объекта, его реконструкции или капремонта в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд заказчик сможет провести конкурс с ограниченным участием при соответствии НМЦК указанным выше критериям.

 

Планируются новые антикоррупционные меры.

 

Как следует из проекта федерального закона № 1093625-6, изменения в Законе о контрактной системе должны создать конкурентные преимущества участникам закупки, принявшим меры по предупреждению коррупции и не допустившим фактов незаконного вознаграждения от имени юридического лица. Предлагается уточнить и дополнить единые требования, предъявляемые к участникам закупок.

В частности, предусматриваются следующие обязательные требования:

 

  • отсутствие судимости за преступления в сфере экономики и (или) за некоторые преступления против власти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята);
  • неприменение в отношении участника закупки наказания в виде лишения права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, которые связаны с объектом закупки, или административного наказания в виде дисквалификации;
  • непривлечение участника закупки за последние два года к административной ответственности за незаконное вознаграждение.

 

Намечается изменение закупки услуги по сбору и вывозу мусора.

 

Минэкономразвития предлагает процедуру проведения торгов в электронном виде по формированию цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора. Эти торги будут проводиться на электронных площадках ее операторами в соответствии с Законом о контрактной системе. Планируется осуществлять аккредитацию участников таких торгов на электронной площадке и электронный документооборот участников аукционов, организаторов аукционов, операторов электронных площадок.

 

 

Судебная практика.

 

Арбитражный суд Московского округа в целях формирования единообразных подходов в применении законодательства при рассмотрении судом кассационной инстанции споров, связанных с применением положений гл. 3 Закона о контрактной системе, подготовил анализ судебной практики за период с 01.01.2015 по 30.08.2016[4].

Рассмотрены следующие вопросы:

 

  • основание и порядок применения санкций в связи с исполнением обязательств по государственным (муниципальным) контрактам (далее – контрактам);
  • критерии оценки в конкурсной документации;
  • содержание документации об электронном аукционе;
  • оценка действий лица при включении в реестр недобросовестных поставщиков;
  • установление цены и порядка оплаты контракта;
  • оценка процедуры расторжения контракта при включении в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Вопрос:

Можно ли включать в проект контракта ссылку на подзаконные нормативные акты, а не указывать размер штрафа в фиксированной сумме и порядок его определения?

 

Проект контракта должен содержать фиксированную сумму штрафа, а также порядок начисления пени[5]за ненадлежащее исполнение сторонами (заказчиком, исполнителем) обязательств по контракту.

В качестве примера приведено Постановление АС МО от 15.09.2015 по делу № А40-185472/14. Антимонопольная служба наложила санкции на организацию, выявив нарушения ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе. Не согласившись с решением ФАС, организация обратилась в суд. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении иска было отказано.

Суды руководствовались следующим. Было выявлено, что в проекте контракта заказчик не установил соответствующие требованиям Правил определения санкций размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, а также размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком оговоренных обязательств. Это действительно нарушение ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Как следует из положений Закона о контрактной системе, по истечении срока внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями данного закона не предусмотрена возможность изменений заказчиком положений проекта контракта (кроме необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки).

Поэтому проект контракта, входящий в состав документации, должен уже содержать условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежаще исполнение контрактных обязательств, об ответственности исполнителя за возможные просрочки, а именно: положение о размерах штрафов и пеней, формуле расчета пеней, соответствующих Правилам определения санкций.

Организация в кассационной жалобе указала, что в проекте контракта имелась ссылка на применение Правил определения санкций, однако суд отклонил этот довод. Положения ст. 34, 50 Закона о контрактной системе устанавливают обязательность включения не только условия об ответственности сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных обязательств, но и закрепление размера штрафа в фиксированной сумме и порядка его определения. Заказчик не может по своему усмотрению заменять такие условия ссылками на подзаконные нормативные акты.

Аналогичные выводы сделаны в решениях суда по делам № А40-2916/15, А40-18867/2015, А40-206343/14, А40-216856/14, А40-194703/14, А40-204396/2014, А40-204494/14.

 

Вопрос:

Насколько детально нужно прописывать критерии и процесс оценки заявки в конкурсной документации?

 

В конкурсной документации необходимо указывать критерии оценки, позволяющие определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащий оценке конкурсной комиссией.

В качестве примера рассмотрено Постановление АС МО от 126.07.2016 по делу № А40-172170/2015. В ходе проверки организации антимонопольная служба выявила нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе. Суды первой и апелляционной инстанций, куда впоследствии обратилась организация, не согласная с решением ФАС, в удовлетворении требований отказали.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в таком конкурсе, величины значимости данных критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно п. 3 Правил оценки[6] под оценкой понимается процесс выявления на основании условий определения поставщиков по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в неотклоненных заявках. Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала (п. 11 Правил оценки). Если в силу п. 10 Правил оценки для критерия оценки в документации о закупке предусматриваются показатели, то для каждого показателя должна быть установлена его значимость, приведена формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающих интервалы их изменений, или порядок их определения.

Положения конкурсной документации организации содержали только констатацию факта, что заказчик совершит некоторые действия: оценит и сопоставит заявки, проведет их ранжирование. Однако конкурсная документация не содержала информации о том, как и в каком порядке заказчик это сделает, как будет выявляться предпочтительность того или иного предложения.

Кассационный суд поддержал выводы судов предыдущих инстанций о том, что указанный в документации порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта из-за отсутствия установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками сведениями оценки заявок по такому критерию, как «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки». Конкурсная документация не содержала описания «наиболее детализированного, аналогичного, проработанного по содержанию предложения», что не позволяло определить сведения, подлежащие оценке конкурсной комиссией.

Аналогичные выводы – в решениях суда по делам № А40-171955/15, А40-172172/2015, А40-172187/2015, А40-172168/2015, А40-174128/14, А40-182516/15.

 

Вопрос:

Что указывать в конкурсной документации в разделе, содержащем критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок?

 

При отсутствии в действующем законодательстве требования об установлении в конкурсной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников такие критерии и порядок разрабатываются и применяются организаторами торгов.

Ознакомимся с Постановлением АС МО от 28.06.2016 по делу № А40-182079/15, указанным в обзоре в качестве примера. Учреждение обратилось в суд, оспаривая действия антимонопольной службы, наложившей санкции за выявленное нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе. Однако в конкурсной документации не был установлен надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, поэтому суды первой, апелляционной и кассационной инстанций в удовлетворении требований отказали.

По мнению судов, критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников квалификационного отбора. Их наличие соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при установлении победителя, является стимулирующим фактором при подаче заявок, способствует росту конкуренции, нивелирует споры и разногласия организатора и участников при подведении итогов.

Суд отметил, что отсутствие в действующем законодательстве требования к утверждению в конкурсной документации порядка расчета количества балов и значимости критерием оценки заявок участников, на которое ссылался заявитель в кассационной жалобе, не свидетельствует о том, что такие порядок и критерии не должны применяться и разрабатываться организаторами торгов.

По аналогичным требованиям было отказано в удовлетворении кассационных жалоб по делам № А40-157370/15, А40-85516/2015.

 



[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Правила ведения реестра контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

[3] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 927.

[4] Документ размещен на сайте Арбитражного суда Московского округа: fasmo.arbitr.ru/node/15597.

[5] В соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила определения санкций).

[6] Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085.

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.