• Главная
  • Статьи
  • Изменения в правилах планирования закупок по контрактной ...

Изменения в правилах планирования закупок по контрактной системе

С 01.01.2017 начали действовать последние нормы Закона о контрактной системе[1], вступление в силу которых было предусмотрено в течение переходного периода 2014 – 2016 годов[2]. Кроме того, в конце января 2017 года. Правительством РФ были внесены некоторые изменения в правила формирования планов и планов-графиков закупок[3]. Эти изменения коснулись четырех постановлений Правительства РФ, которые регулируют составление указанных документов[4]. В статье дается обзор упомянутых новаций.

 

Новые нормы в отношении планирования закупок.

 

Рассмотрим нормы, которые относятся к планам-графикам закупок:

1) размещение в ЕИС[5] планов-графиков (п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе[6]);

2) размещение в ЕИС информации о реализации планов-графиков (п. 3 ч. 3 ст. 4);

3) внесение изменений в планы-графики по результатам обязательного общественного обсуждения закупок (ч. 3 ст. 20);

4) запрет на осуществление закупок, которые не предусмотрены планом-графиком (ч. 11 ст. 21);

5) указание наименования объекта закупки в плане-графике в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (каталог ТРУ) (ч. 4 ст. 23, п. 2 ч. 3 ст. 21).

 

Размещение в ЕИС планов-графиков.

 

Фактически данная норма не вносит чего-то существенно нового, поскольку и до 01.01.2017 заказчики были обязаны размещать планы-графики в ЕИС (ч. 2 ст. 112).

 

Размещение в ЕИС информации о реализации планов-графиков.

 

В настоящий момент размещение в ЕИС какой-то отдельной информации о реализации планов-графиков не предусматривается. Если, конечно, не считать последнюю измененную версию плана-графика неким документом, отражающим фактические параметры осуществления запланированных закупок. В течение 2017 года возможно появление новых федеральных нормативных правовых актов или новых положений в существующих нормативных правовых актах, которые определят требования к данной информации и порядок ее размещения в ЕИС, в том числе сроки. Если эти правила появятся, то заказчики должны будут использовать их при размещении в ЕИС информации о реализации планов-графиков за 2017 года.

Также отметим, что с 01.01.2017 при формировании отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в специальной графе отчета «Причина отклонения или неисполнения (в том числе причины отклонения от плана-графика)» необходимо указывать причину несоответствия фактического значения того или иного показателя (даты начала исполнения контракта, даты окончания исполнения контракта и т. д.) и значения показателя, предусмотренного планом-графиком[7].

 

Внесение изменений в планы-графики по результатам обязательного общественного обсуждения закупок.

 

С 01.01.2017 вступили в силу требования Закона о контрактной системе касательно обязательного проведения общественного обсуждения отдельных закупок (ст. 20 Закона о контрактной системе). Случаи проведения такого обсуждения и его порядок установлены Правительством РФ[8]. Обязательное обсуждение проводится при осуществлении закупок с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК), составляющей более 1 млрд руб., с использованием конкурентных способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее – поставщики), за исключением случаев осуществления закупок:

1) с применением закрытых способов определения поставщиков;

2) в рамках государственного оборонного заказа;

3) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона, запроса предложений;

4) путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Отметим, что в принципе правила проведения общественного обсуждения закупок, действующие с 01.01.2017, не сильно отличаются от тех, которые действовали в отношении аналогичного обсуждения в переходный период[9]. Пожалуй, самое главное отличие заключается в том, что сейчас общественное обсуждение должно проводиться только в отношении закупок, осуществляемых конкурентными способами, – раньше оно распространялось и на закупки у единственного поставщика (ЕП). В старых правилах также предусматривалась необходимость внесения изменений в план-график по результатам обсуждения. Например, в зависимости от результатов общественного обсуждения заказчик может принять решение об изменении НМЦК, способа закупки и других параметров закупки, отраженных в плане-графике. Или закупка вообще может быть отменена. Напомним, что перед внесением изменений в план-график заказчику нужно внести изменения и в план закупок, чтобы эти документы соответствовали друг другу[10].

Обратим внимание, что законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, установленным Правительством РФ (см. выше), могут быть указаны иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов РФ и муниципальных нужд, и порядок обязательного общественного обсуждения закупок в этих случаях. Такая практика уже есть. Например, в Московской области к рассматриваемым дополнительным случаям отнесено осуществление закупок при НМЦК, составляющей от 500 млн руб., с использованием конкурентных способов определения поставщиков – то есть ценовой порог закупки, подлежащей обязательному общественному обсуждению, снижен[11]. Правда, пониженный порог не применяется, если речь идет о закупке услуг по предоставлению Московской области кредитов.

 

Запрет на осуществление закупок, которые не предусмотрены планом-графиком.

 

До 01.01.2017 в нормативных правовых документах не было работающей нормы о таком запрете. Хотя и до этого момента в решениях ФАС и в письмах Минэкономразвития можно было встретить указание, что закупки, не предусмотренные планом-графиком, не могут быть проведены, с соответствующей ссылкой на норму Закона о контрактной системе, пока еще не вступившую в силу[12]. Теперь «запретительная» норма полноценно работает. Более того, нарушение запрета наказывается – в июле 2016 года в федеральное законодательство об административных правонарушениях было внесено новое положение, согласно которому размещение в ЕИС извещения о закупке или направление приглашения принять участие в определении поставщика в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график, грозит должностным лицам штрафом в 30 тыс. руб.[13]

 

Указание наименования объекта закупки в плане-графике в соответствии с каталогом ТРУ.

 

Каталог ТРУ должен размещаться в ЕИС, его формирование и ведение будет обеспечивать Минэкономразвития, а правила его использования установит Правительство РФ[14]. Отметим, что в начале февраля 2017 года вышло соответствующее постановление Правительства РФ, утвердившее правила формирования и ведения в ЕИС каталога ТРУ и правил его использования[15]. Этот нормативный правовой акт актуализировал конкретные сроки появления в ЕИС каталога ТРУ и начала его использования заказчиками. Крайний срок, до истечения которого в ЕИС все должен появиться этот каталог, – до 01.10.2017.

Также обратим внимание, что в указанном нормативном правовом акте содержится определение того, что же представляет из себя каталог: систематизированный перечень товаров, работ, услуг (ТРУ), закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции[16] и включающий в себя коды каталога, соответствующие кодам ТРУ, являющихся объектами закупки, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги и иную информацию.

Каждая позиция каталога содержит следующие сведения:

1. Уникальный 21-разрядный код каталога.

2. Наименование ТРУ (не является торговым наименованием, не содержит указания на конкретного производителя и (или) место происхождения товара).

3. Единица измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги[17].

4. Описание ТРУ (включается в позицию каталога при условии, что Минэкономразвития согласовывает такое описание с Минфином и ФАС).

5. Справочная информация: коды, соответствующие данным ТРУ по российским и международным системам классификации, каталогизации, стандартизации (при наличии), информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке данных ТРУ (при наличии). Эта информация подлежит включению в надлежащую позицию каталога с 01.01.2018.

6. Дата включения в каталог соответствующей позиции.

7. Дата начала обязательного применения соответствующей позиции каталога. Такая дата устанавливается по истечении 30 календарных дней со дня включения позиции в каталог, если иное не будет установлено Минэкономразвития.

8. Дата окончания применения соответствующей позиции каталога.

9. Дополнительные сведения: информация о характеристиках конкретного товара, его производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товара, ценах за единицу количества товара, объема работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения их количества, условиях поставки товара, выполнения конкретных работ, оказания услуг. Данная информация формируется в том числе производителями и (или) поставщиками – в отношении лекарственных средств она включается в соответствующую позицию каталога с 01.03.2017, а в отношении всех остальных ТРУ – с 01.10.2017.

 

Изменения в правилах формирования планов и планов-графиков закупок.

 

Данные изменения[18], вступившие в силу 31.01.2017 (за исключением отдельных положений – см. далее), не являются революционными, но тем не менее следует обратить внимание на моменты, которые могут быть значимыми для бюджетных учреждений:

1. Удалена норма, согласно которой бюджетные учреждения должны были представлять план закупок своим учредителям.

2. Расширен перечень случаев, когда информация о закупках указывается в документах планирования одной строкой. В частности, сейчас к таким случаям относятся: закупка услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, по охране, по вывозу бытовых отходов в случае, если названные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление, по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования; закупка работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении на территории РФ федерального статнаблюдения в соответствии с законодательством РФ об официальном статистическом учете, выполняемых физическими лицами. При этом в качестве наименования объекта и (или) объектов таких закупок указывается положение Закона о контрактной системе, являющееся основанием для осуществления закупок, в том числе у ЕП, то есть наименование той или иной закупки в том виде, в котором она упоминается в Законе о контрактной системе, – например, «оказание услуг по водоснабжению»[19].

3. Предусмотрено наличие отдельного приложения к документам планирования, которое содержит информацию о закупках, сведения о которых составляют государственную тайну.

4. При составлении плана-графика закупок химические, группировочные наименования лекарственных средств должны указываться в соответствии с наименованием из Государственного реестра лекарственных средств.

5. В план-график должны вноситься сведения не только о банковском сопровождении контракта, но и о казначейском сопровождении (в установленных случаях).

6. По закупкам, включающим ТРУ, имеющие различные единицы измерения, информация о единицах измерения и количестве (объеме) закупаемых ТРУ в план-график не вносится.

7. Утверждены новые формы планов закупок и планов-графиков закупок. Эти формы не сильно отличаются от предыдущих, большинство изменений носят скорее редакционный характер. Хотя есть и некоторые содержательные изменения – например, сейчас в плане-графике не нужно отдельно указывать общий объем закупок, которые планируется осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

8. Указываемый в плане закупок итоговый объем финобеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и в последующих годах (если закупки планируется осуществить по истечении планового периода), должен детализироваться на объем финобеспечения по каждому коду бюджетной классификации и на объем финобеспечения по каждому соглашению о предоставлении субсидии. Также обоснование НМЦК или цены контракта, заключаемого с ЕП должно содержать указание внесенных в объект закупки количества и единиц измерения ТРУ (при наличии). Однако два этих изменения вступят в силу только с 01.01.2018.



[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Часть 3 ст. 114 Закона о контрактной системе.

[3] Постановление Правительства РФ от 25.01.2017 № 73 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 73).

[4] Постановления Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг», от 05.06.2015 № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд», от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд», от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг».

[5] Единая информационная система в сфере закупок – официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: zakupki.gov.ru.

[6] Здесь и далее в скобках – ссылки на Закон о контрактной системе.

[7] Подпункт «г» п. 26 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093.

[8] Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835.

[9] Пункт 5 ч. 3 ст. 112 Закона о контрактной системе, Порядок обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2015 № 795 (утратил силу 31.12.2016).

[10] Часть 2 и абз. 1 ч. 13 ст. 21 Закона о контрактной системе.

[11] Закон Московской области от 11.07.2016 № 94/2016-ОЗ «Об обязательном общественном обсуждении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области».

[12] См., например, Решение Новосибирского УФАС от 09.12.2015 по делу № 08-01-490, Письмо Минэкономразвития РФ от 29.12.2014 № Д28и-2846.

[13] Часть 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ.

[14] Пункт 14 ч. 3 ст. 4, ч. 5 и 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.

[15] Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования указанного каталога, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

[16] ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

[17] Согласно ОК 015-94 (МК 002-97) «Общероссийский классификатор единиц измерения», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 366.

[18] Постановление № 73.

[19] Пункт 8 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

К. Г. Чагин,  консультант по социальной политике Института экономики города (Москва),

журнал "Руководитель бюджетного учреждения" № 5, май, 2017 год.

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.