Совместные закупки по законодательству о контрактной системе
Законодательство о контрактной системе предусматривает возможность проведения совместных закупок, а именно – совместных конкурсов и аукционов. Данные закупки могут проводиться в случае, если два и более заказчика закупают одни и те же товары, работы или услуги (ТРУ). Считается, что увеличение объема закупки позволяет снизить стоимость приобретения ТРУ (так сказать, закупаться «по оптовым ценам»). Правила и практика проведения совместных закупок будут рассмотрены в статье.
В Законе о контрактной системе<[1] совместные закупки регулируются ст. 25, а Правительством РФ утвержден порядок осуществления таких закупок[2].
Обратим внимание, что в Законе о контрактной системе совместные закупки предусмотрены только в виде конкурса или аукциона, то есть тех способов закупки, которые не имеют ограничений по сумме. А вот, скажем, проводить совместные запросы котировок, где сумма закупки ограничена размером в 500 тыс. руб.[3], Закон о контрактной системе уже не допускает.
Совместные закупки возможны только в виде конкурса или аукциона – способов, не имеющих ограничений по сумме.
При этом согласно букве закона в роли организатора совместного конкурса или аукциона может выступать либо уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) и тогда закупка фактически будет иметь все признаки централизованной закупки[4], либо один из заказчиков. И когда один из заказчиков одновременно является и организатором закупки, ее можно действительно назвать совместной.
Правила проведения совместных конкурсов и аукционов.
Прежде всего, заказчики должны заключить соглашение с организатором совместного конкурса или аукциона (одним из заказчиков). Именно на основании данного документа организатору передается часть полномочий других заказчиков на организацию и проведение закупки. Соглашение должно содержать следующие сведения[5]:
1) информацию о сторонах соглашения;
2) идентификационный код закупки;
3) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;
4) начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующими заказчиками;
5) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
6) информацию об организаторе совместной закупки, в том числе перечень полномочий, переданных организатору;
7) порядок и срок формирования закупочной комиссии, регламент ее работы;
8) порядок и сроки разработки извещения о закупке, приглашения принять участие в совместных закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения документации;
9) примерные сроки проведения совместной закупки;
10) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместной закупки;
11) срок действия соглашения;
12) порядок рассмотрения споров;
13) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон при проведении совместной закупки.
Подписание данного соглашения является основанием для того, чтобы каждый из заказчиков (в том числе организатор) внесли в свои планы-графики сведения о наименовании организатора конкурса или аукциона в отношении конкретной закупки. Напомним, что форма плана-графика предусматривает внесение такой информации (колонка 33)[6].
Права организатора и участников.
Как установлено в требованиях к содержанию соглашения, НМЦК определяется и обосновывается каждым заказчиком самостоятельно. Кроме того, по результатам совместного конкурса или аукциона контракт с победителем заключается каждым заказчиком отдельно. Таким образом, указанные полномочия не могут быть переданы организатору совместного конкурса или аукциона.
В свою очередь за организатором «по умолчанию» закрепляется право утверждать состав закупочной комиссии, в которую включаются представители других заказчиков пропорционально объему закупок каждой стороны, если иное не предусмотрено соглашением. Кроме того, согласно установленным правилам организатор конкурса или аукциона в обязательном порядке выполняет следующие действия:
1. Разрабатывает и размещает в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) извещение о закупке, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает конкурсную или аукционную документацию. При этом НМЦК, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма НМЦК каждого заказчика, а обоснование данной цены содержит обоснование НМЦК каждого заказчика.
2. Предоставляет документацию заинтересованным лицам.
3. Предоставляет разъяснения положений документации.
4. При необходимости вносит изменения в извещение о закупке и (или) документацию.
5. Публикует в ЕИС информацию и документы, размещение которых предусмотрено Законом о контрактной системе при определении поставщика, (подрядчика, исполнителя), – здесь имеются в виду соответствующие протоколы и т. д.
6. Направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместной закупки, каждой стороне соглашения (не позднее дня, следующего за днем подписания протоколов), а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных случаях.
7. Осуществляет иные полномочия, переданные ему соглашением.
Также действует норма, в силу которой стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле НМЦК каждого заказчика в общей сумме НМЦК. Например, ничто не запрещает организатору конкурса или аукциона привлечь к их проведению специализированную компанию[7], но в этом случае расходы на оплату ее услуг должны указанным образом нести все заказчики. Отметим, что данная норма имеет отношение и к ситуации, когда победитель совместного конкурса или аукциона может быть признан уклонившимся от заключения контракта и заказчикам нужно будет как-то «делить между собой» обеспечение заявки. Согласно позиции Минэкономразвития, при проведении совместных аукционов, если победитель признан уклонившимся от заключения контракта, его денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, перечисляются на счета, которые указаны заказчиками, пропорционально доле НМЦК каждого из них в общей сумме НМЦК[8].
Наконец, при признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся в случаях, установленных Законом о контрактной системе, заказчик самостоятельно принимает решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и его согласовывает[9].
Практика проведения совместных конкурсов и аукционов.
Для наглядности рассмотрим несколько случаев проведения совместных закупок по Закону о контрактной системе из практики (на материале, доступном для ознакомления в ЕИС).
Закупка на крупную сумму.
В январе 2017 года ГБУ здравоохранения «Городская больница № 1 города Октябрьский» (Республика Башкортостан) провело совместный электронный аукцион для закупки лекарственного средства[10]. Помимо данного организатора аукциона заказчиками являлись еще три центральных районных больницы из различных областей республики. Каждый из четырех заказчиков закупал от 6 до 18 флаконов упомянутого лекарственного средства, НМЦК отдельных заказчиков составляла от 165 тыс. до 495 тыс. руб., а общая НМЦК – 1,32 млн руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков, за исключением сроков поставки. На участие в аукционе подали заявки три поставщика, два из которых были допущены к участию. В результате победителем стал участник, предложивший наименьшую цену контракта (1,141 млн руб.), именно с ним каждый из заказчиков заключил отдельный контракт на поставку необходимого ему объема лекарственного средства.
Закупка на небольшую сумму.
Совместные закупки могут осуществляться и на гораздо меньшие суммы. Например, в декабре 2016 года ГБУ «Центр медицинской реабилитации № 1» (г. Таганрог, Ростовская область) в качестве организатора закупки и одного из заказчиков провело совместный электронный аукцион для приобретения услуг по индивидуальному дозиметрическому контролю персонала[11]. Остальные заказчики – еще два областных государственных учреждения здравоохранения. НМЦК отдельных заказчиков составляла от 20 тыс. до 56 тыс. руб., а общая НМЦК – 129 тыс. руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков (естественно, за исключением объема закупаемой услуги). Примечательно, что в аукционной документации организатор торгов не стал относить себя к заказчикам (речь в документации идет только о заказчиках 1 и 2), однако отдельную НМЦК в отношении себя он указал, что говорит о том, что ему следовало бы и себя тоже официально называть заказчиком. На участие в аукционе была подана заявка только от одного участника, с ним и было заключено три контракта по ценам, равным установленным НМЦК.
Отмечаются и совсем мелкие совместные закупки – так, в октябре 2016 года МБУ здравоохранения «Городская поликлиника № 5 г. Шахты Ростовской области» для своих нужд и для нужд еще двух заказчиков (городские учреждения здравоохранения) провело совместный электронный аукцион по закупке медицинской ваты с общей НМЦК в размере всего 62 тыс. руб., причем самая малая НМЦК одного из заказчиков была всего 13 тыс. руб.[12] Правда, нельзя не отметить, что проведение аукциона в данном случае привело к заметной сравнительной экономии: контракты с его победителем были заключены заказчиками на общую сумму, в два раза меньшую, чем общая НМЦК, – на 30 тыс. руб.
Большое количество заказчиков.
Заказчиков при совместных закупках может быть и много. Например, при проведении совместного электронного аукциона для закупки дезинфицирующих средств в декабре 2016 года – январе 2017 года объединились девять государственных учреждений здравоохранения Московской области, включая и организатора аукциона – Чеховскую районную больницу № 2[13]. Разлет НМЦК отдельных заказчиков здесь тоже был весьма велик – от 64 тыс. до 1,6 млн руб., общая же НМЦК составляла почти 4,5 млн руб.
Вообще практика проведения совместных закупок чаще всего встречается именно в отрасли здравоохранения. Хотя есть она и в других отраслях. Например, в декабре 2016 года в г. Санкт-Петербурге совместный электронный аукцион для закупки сервисного обслуживания оборудования очистки воды проводился одним из городских лицеев, а его «партнерами» были другой лицей и детский сад[14]. Причем отметим, что эта закупка предусматривала участие только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Обратим внимание, что при проведении совместного аукциона обеспечение заявки вносится участником аукциона одной суммой на счет оператора электронной площадки, исходя из общей НМЦК.
А вот что касается обеспечения контракта, здесь уже победитель аукциона предоставляет такое обеспечение каждому заказчику отдельно – либо посредством банковской гарантии, либо путем внесения денежных средств на счета заказчиков, указанные в аукционной документации. И расчет суммы обеспечения тут уже идет от НМЦК каждого отдельного заказчика.
* * *
Автору статьи не удалось обнаружить в ЕИС примеров проведения совместных конкурсов. По всей видимости, те заказчики, которые практикуют совместные закупки, не склонны объединяться друг с другом, чтобы осуществлять закупки, где критериями оценки заявок являются не только ценовые (как при аукционе), но и качественные характеристики ТРУ. Такие характеристики могут быть индивидуальны для каждого отдельного заказчика.
[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[2] Статья 25 Закона о контрактной системе, Правила проведения совместных конкурсов и аукционов, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088.
[3] Часть 2 ст. 72 Закона о контрактной системе.
[4] ЗПодробнее – в статье К. Г. Чагина «Централизованные закупки по контрактной системе, № 4, 2017.
[5]Правила проведения совместных конкурсов и аукционов.
[6] Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553, Требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.
[7] В соответствии со ст. 40 Закона о контрактной системе.
[8] См. письма Минэкономразвития РФ от 25.02.2015 № Д28и-443, от 30.10.2015 № Д28и-3146.
[9] Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189.
[10] zakupki.gov.ru, закупка № 0301300280716001197.
[11] zakupki.gov.ru, закупка № 0358200019316000192.
[12] zakupki.gov.ru, закупка № 0358300397716000026.
[13] zakupki.gov.ru, закупка № 0348300364716000105.
[14] zakupki.gov.ru, закупка № 0372200042216000038.
К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города (Москва),
журнал "Руководитель бюджетного учреждения" № 5, май, 2017 год.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.