Информационная открытость бюджетных учреждений

Бюджетное учреждение обязано обеспечивать открытость и доступность отчета о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними имущества. Указанный документ должен размещаться учреждением на Официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru). Рассмотрим процесс формирования отчета.

 

Общие требования к формированию отчета установлены Минфином, а сам порядок составления отчета определяет учреждению конкретный государственный орган или орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия его учредителя, с учетом вышеуказанных общих требований.

Отчет составляется по итогам года на 1 января года, следующего за отчетным. Отметим, что учредителям дано право устанавливать иные отчетные периоды (месяц, квартал, полугодие), однако автору статьи не встречались случаи, когда учредители определяли иную периодичность формирования отчета.

 

Разделы отчета.

 

Отчет должен состоять из трех разделов: 1) общие сведения об учреждении; 2) результаты деятельности учреждения; 3) использование имущества учреждения.

 

Общие сведения об учреждении.

 

Первый раздел в обязательном должен порядке содержать следующие сведения:

1. Исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных и иных, не являющихся основными, видов деятельности), которые учреждение вправе осуществлять согласно его учредительным документам. В эту позицию отчета учреждение может просто переписать содержание соответствующих разделов своего устава.

2. Перечень услуг (работ), которые оказываются потребителям за плату в случаях, предусмотренных нормативными правовыми (правовыми) актами, с указанием потребителей данных услуг (работ). Например, в отчете МБУ культуры «Городской дворец культуры г. Воронежа» за 2016 год в этой позиции прописано: проведение семинаров, дискотек, услуги студии звукозаписи, световое обеспечение праздничных мероприятий и т. д. (правда, не обозначены потребители услуг). А в отчете БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный университет» за тот же период в качестве таких услуг указаны образовательные услуги, которые учреждение оказывает сверх установленного госзадания: обучение по образовательным программа бакалавриата, по дополнительным образовательным программам, дополнительные индивидуальные занятия по дисциплинам учебного плана в случае длительного отсутствия обучающегося по неуважительной причине и т. д. Причем здесь для обозначения потребителей услуг во всех случаях используется простая формулировка «физические и юридические лица», хотя в принципе можно было бы ее и конкретизировать – скажем, платные индивидуальные занятия для «прогульщиков» проводятся не для любых физических лиц, а для обучающихся, которые пропускают групповые занятия без уважительной причины.

3. Перечень документов (с указанием номеров, дат выдачи и сроков действия), на основании которых учреждение осуществляет деятельность (свидетельство о государственной регистрации учреждения, лицензии и другие разрешительные документы). Например, в отчете ГБУ здравоохранения «Психиатрическая больница г. Рубцовска» (Алтайский край) за 2016 год в качестве таких документов названы лицензия на осуществление медицинской деятельности, устав и свидетельство о занесении записи в ЕГРЮЛ (включая указание реквизитов данных документов). А у упомянутого выше Сургутского госуниверситета помимо устава и свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ такими документами являются лицензия на осуществление образовательной деятельности и свидетельство о госаккредитации.

4. Количество штатных единиц учреждения (приводятся данные о количественном составе и квалификации сотрудников учреждения на начало и на конец отчетного года, в случае изменения количества штатных единиц на конец отчетного периода указываются причины, приведшие к их изменению). Например, в отчете Сургутского госуниверситета снижение штатной численности в течение 2016 года объясняется «оптимизацией штатного расписания», а в качестве сведений о квалификации работников дан уровень их образования – количество работников с высшим, неполным высшим, средним профессиональным, начальным профессиональным, средним (полным), основным общим образованием, а также сведения о количестве сотрудников, имеющих ученую степень кандидата наук, доктора наук, и количество работников, не имеющих образования (правда, в 2016 году работников с неполным высшим и вообще без образования в учреждении не было). Отметим, что поскольку штатные ставки нередко совмещаются, для указания сведений о квалификации работников в отчете необходимо приводить и данные о фактическом количестве работников учреждения. А в отчете упомянутой выше рубцовской психиатрической больницы для указания сведений о квалификации работников применен другой подход – здесь названо количество врачей, младшего медицинского персонала, среднего медицинского персонала и количество работников, прошедших профессиональную переподготовку.

5. Средняя заработная плата сотрудников учреждения. Обратим внимание, что значение данного показателя должно определяться на основании положений ТК РФ и соответствующих правил исчисления зарплаты, установленных Правительством РФ.

Учредителям при определении своих порядков составления отчета разрешено устанавливать требования о включении в данный раздел дополнительных сведений. И такая практика имеется, хотя многие учредители и не стали ничего «додумывать» и ограничились в своих порядках уже упомянутыми требованиями Минфина. Например, федеральные учреждения, подведомственные Федеральному архивному агентству, должны дополнительно указывать сведения о количестве своих обособленных (структурных) подразделений. В Алтайском крае госучреждения, подведомственные главному управлению природных ресурсов и экологии, должны в отчете дополнительно прописывать среднюю зарплату основного персонала и среднюю зарплату руководителя учреждения. В Рязани муниципальные учреждения обязаны дополнительно информировать о средней зарплате сотрудников учреждения за счет субсидий, полученных на выполнение муниципального задания, и за счет доходов, полученных от оказания платных услуг (выполнения платных работ). А в Петрозаводске от муниципальных учреждений требуется указывать в данном разделе даже количество вакансий на начало и конец отчетного периода.

Кроме того, пользуясь своим правом устанавливать дополнительные требования к этому разделу отчета, многие учредители скорее не дополняют, а уточняют применяемые требования. Например, от учреждений, подведомственных комитету по спорту правительства Хабаровского края, требуется не просто указывать в отчете сведения о количестве штатных единиц учреждения, а конкретизировать это количество на начало и на конец отчетного года, а также в данном случае уточняется понятие квалификации сотрудников – указание профессионально-квалификационных групп сотрудников учреждения. Такое уточнение достаточно распространено в региональной и муниципальной практике, ведь если штатная численность учреждения изменялась в течение отчетного года, то охарактеризовать значение данного показателя какой-то одной цифрой проблематично.

 

Результаты деятельности учреждения.

 

Второй раздел отчета в большей степени касается финансовых аспектов деятельности учреждения. В нем должны быть приведены следующие сведения:

1. Изменение (увеличение, уменьшение) балансовой (остаточной) стоимости нефинансовых активов относительно предыдущего отчетного года (в процентах).

2. Общая сумма выставленных требований в возмещение ущерба по недостачам и хищениям материальных ценностей, денежных средств, а также от порчи материальных ценностей.

3. Изменения (увеличение, уменьшение) дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе поступлений (выплат), предусмотренных ПФХД относительно предыдущего отчетного года (в процентах), с указанием причин образования просроченной кредиторской задолженности, а также дебиторской задолженности, нереальной к взысканию.

4. Суммы доходов, полученных учреждением от оказания платных услуг (выполнения работ).

5. Сведения об исполнении государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Для этого учреждения должны использовать форму отчета о выполнении задания, установленную Правительством РФ в отношении федеральных государственных учреждений. 

6. Цены (тарифы) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода). Понятие «в динамике» означает, что если в течение отчетного периода цены изменялись, то в отчете необходимо отразить это изменение – например, цены изменялись два раза (в I и II полугодии), тогда можно указать цены на 1 января, на 1 июля отчетного года, на 1 июля отчетного года и на 1 января года, следующего за отчетным.

7. Общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) учреждения (в том числе платными).

8. Количество жалоб потребителей и принятые по результатам их рассмотрения меры.

9. Суммы кассовых и плановых поступлений (с учетом возвратов) в разрезе поступлений, предусмотренных ПФХД.

10. Суммы кассовых и плановых выплат (с учетом восстановленных кассовых выплат) в разрезе выплат, предусмотренных ПФХД.

Учредители тоже имеют право требовать от своих учреждений включать в этот раздел дополнительные сведения. Например, в Рязани такими требованиями являются указание сведений о соблюдении норм законодательства РФ, Рязанской области, муниципальных правовых актов Рязани в части, касающейся деятельности учреждений по оказанию муниципальных услуг (выполнению работ). Другой пример: учреждения, подведомственные комитету по спорту правительства Хабаровского края, должны дополнительно размещать информацию о проверках деятельности учреждения, проведенных уполномоченными органами и организациями, с указанием тем проверок. А в Новгородской области применяется правило о детализации цен на платные услуги по кварталам, что реализует установленный в общих требованиях Минфина принцип «в динамике» (см. выше).

 

Использование имущества учреждения.

 

В третьем разделе отчета приводятся следующие сведения:

1. Общая балансовая (остаточная) стоимость различных видов имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (всего недвижимого имущества, недвижимого имущества, переданного в аренду, всего движимого имущества и т. д.).

2. Общая площадь и количество объектов различных категорий недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (всего недвижимого имущества, недвижимого имущества, переданного в аренду, недвижимого имущества, переданного в безвозмездное пользование).

3. Объем средств, полученных в отчетном году от распоряжения в установленном порядке имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления.

4. Общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, приобретенного учреждением в отчетном году за счет средств, выделенных учредителем учреждению на это приобретение.

5. Общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, приобретенного учреждением в отчетном году за счет доходов, полученных от платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

6. Общая балансовая (остаточная) стоимость особо ценного движимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления.

Как и в случае с другими разделали отчета, учредитель имеет право устанавливать требование о включении в этот раздел дополнительных сведений, однако соответствующих примеров из практики автор статьи не нашел.

 

Утверждение и размещение отчета.

 

Отчет утверждается руководителем учреждения и представляется на согласование учредителю, который в течение 10 рабочих дней должен либо согласовать его, либо вернуть документ на доработку с указанием причин. Общие требования Минфина не устанавливают максимальный срок, в течение которого учреждение должно доработать отчет, однако он может быть определен учредителем – например, в отношении учреждений, подведомственных комитету здравоохранения Курской области, он составляет пять рабочих дней, а в Петрозаводске в отношении муниципальных учреждений – два рабочих дня.

Утвержденный и согласованный учредителем отчет учреждение должно разместить на сайте bus.gov.ru в соответствии с утвержденным порядком. Учредитель может принять решение о размещении отчета на своем сайте или сайте учреждения – обратим здесь внимание, что учреждение не может разместить отчет на своем сайте без соответствующего решения учредителя.

 


 

В общих требованиях Минфина ничего не говорится о сроках подготовки отчета – их устанавливают учредители в своих порядках.

 


В общих требованиях Минфина ничего не говорится о сроках подготовки отчета. Данные сроки устанавливаются учредителями в своих порядках. Чаще всего сроком представления отчета на согласование учредителю выбирается 1 марта года, следующего за отчетным. Однако могут быть и другие контрольные даты – например, в Петрозаводске это 25 марта. Также отметим, что нередко в порядке учредителя устанавливается конкретная форма отчета, которую должны заполнять учреждения, внося в нее требуемые сведения.

 

 

* * *

 

К сожалению, исполнительская дисциплина учреждений при составлении и размещении на сайте bus.gov.ru рассматриваемых отчетов далека от совершенства. Нередки случаи, когда в качестве этого отчета учреждения размещают на сайте просто свой баланс за отчетный год, не включают в отчет сведения о документах, на основании которых осуществляется деятельность (устав и свидетельство о занесении записи в ЕГРЮЛ должны быть у любого учреждения), указывают только фактическую численность персонала, игнорируя штатную, не называют причины изменения штатной численности, умалчивают о причинах возникновения имеющейся кредиторской задолженности, не указывают количество потребителей услуг и т. д. Отдельно хотелось бы отметить, что учреждения очень часто вообще не утруждают себя включением в отчет требуемой информации о выполнении государственного (муниципального) задания (раздел 2 отчета), а если и делают это, то не по установленной форме, а в произвольном описательном виде. Но здесь нельзя не упомянуть и учредителей, которые согласовывают такие отчеты.

 

К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города (Москва),

журнал “Руководитель бюджетной организации” № 10, октябрь, 2017 года

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.