Единый порядок ввода ИПУ в эксплуатацию

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 824 утверждены дополнения к Новым правилам, которые вступили в силу с 01.10.2013. Они посвящены исключительно порядку ввода ИПУ в эксплуатацию, а также взаимодействию потребителя и исполнителя при выходе такого счетчика из строя, его поверке.

Ранее из Новых правил следовало лишь то, что ввод установленного ИПУ в эксплуатацию осуществляется исполнителем на основании заявки собственника помещения не позднее месяца, следующего за датой его установки (п. 81). Рассматриваемые поправки детально регламентируют порядок действий сторон.

 

Заявка потребителя и согласование ввода ИПУ в эксплуатацию.

Во-первых, теперь в Новых правилах прописано содержание заявки потребителя (п. 81):

  • сведения о потребителе (для физического лица – Ф. И. О., реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица – наименование (фирменное наименование), место государственной регистрации, контактный телефон);
  • предлагаемые дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
  • тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
  • сведения об организации, осуществившей монтаж счетчика;
  • показания прибора учета на момент его установки;
  • дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты последней поверки счетчика (за исключением новых приборов учета).

Этот состав сведений предполагает, что ИПУ установлен третьим лицом (не исполнителем). Сначала рассмотрим данную ситуацию. Обратите внимание, что потребитель сам предлагает исполнителю дату и время ввода ИПУ в эксплуатацию. Исполнитель же обязан рассмотреть это предложение и может направить потребителю встречное предложение о новых дате и времени выполнения работ. Причем такое предложение должно быть направлено потребителю не позднее трех рабочих дней со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки (п. 81.1 Новых правил). Если исполнитель не явился в предложенные в заявке или иные согласованные с потребителем дату и время либо предложенная исполнителем дата была позднее указанных выше 15 рабочих дней, ИПУ считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки потребителя (с соблюдением всех требований к ней) и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг (п. 81.2 Новых правил). Это очень важный для потребителей момент, поскольку поправки призваны стимулировать скорейший ввод ИПУ в эксплуатацию исполнителем. К настоящему времени сложилась практика, когда управляющие компании не стремятся организовать работу по приемке ИПУ в эксплуатацию, в результате чего потребители вынуждены дожидаться своей очереди в течение длительного времени (известны сроки даже в два месяца). Теперь потребитель может не тратить время и вправе рассчитывать, что плата за коммунальные услуги будет исчисляться с учетом показаний ИПУ уже начиная с даты подачи заявки исполнителю. Если исполнитель продолжит начислять плату по нормативам потребления, контролирующие органы могут прийти на помощь потребителю. Кстати, в этом смысле важным становится порядок передачи заявки исполнителю. Чтобы иметь доказательства в дальнейшем, потребитель должен составить заявку в двух экземплярах и потребовать от сотрудника УК проставить на втором экземпляре отметку о принятии заявки. Заявку также можно направить почтовым отправлением с описью вложения.

 

Процедура ввода ИПУ в эксплуатацию.

Из вновь введенных в Новые правила пунктов следует, что в процедуре ввода ИПУ в эксплуатацию можно выделить три этапа.

 

Первый этап – проверка ИПУ и документов на него.

проверка ИПУ и документов на него (п. 81.4), а именно проверка:

  • соответствия заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
  • соответствия счетчика технической документации его изготовителя, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
  • наличия знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
  • работоспособности ИПУ.

Если выявлены несоответствия, исполнитель не вводит прибор учета в эксплуатацию (п. 81.5 Новых правил). Нормативный документ устанавливает порядок оформления данного факта путем составления документа, который в п. 81.6 Новых правил назван актом ввода в эксплуатацию. Но, очевидно, его уместно назвать актом об отказе от ввода ИПУ в эксплуатацию. В нем должны быть отражены следующие реквизиты:

  • дата, время и адрес проверки установленного ИПУ;
  • Ф. И. О., должности и контактные данные лиц, принимавших участие в проверке;
  • тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
  • решение об отказе от ввода счетчика в эксплуатацию с указанием оснований для такого отказа.

Документ составляется в двух экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя. С учетом п. 81.2 Новых правил составление такого акта в интересах исполнителя: нужно иметь документ с подписью потребителя о том, что в согласованное время работник УК прибыл к потребителю, но обоснованно не ввел ИПУ в эксплуатацию (чтобы избежать обвинений в игнорировании заявки потребителя).

 

Второй этап - установка контрольных пломб.

На втором этапе представитель исполнителя осуществляет установку контрольных одноразовых номерных пломб на ИПУ (при отсутствии оснований для отказа от ввода ИПУ в эксплуатацию) (п. 81.8 Новых правил). Здесь имеются в виду пломбы на месте присоединения ИПУ к внутридомовым инженерным сетям и внутриквартирному оборудованию.

 

Третий этап - акт ввода ИПУ в эксплуатацию.

Третий этап – оформление акта ввода ИПУ в эксплуатацию. В акте обозначаются (п. 81.6 Новых правил):

  • дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
  • Ф. И. О., должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода счетчика в эксплуатацию;
  • тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
  • решение о вводе ИПУ в эксплуатацию;
  • показания прибора учета на момент завершения процедуры его ввода в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
  • дата следующей поверки.

Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в двух экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода ИПУ в эксплуатацию (п. 81.7 Новых правил).

Согласно п. 81.9 Новых правил ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Поскольку установка пломб на ИПУ производится непосредственно перед оформлением акта ввода счетчика в эксплуатацию, пломбы устанавливаются бесплатно. Об этом есть специальная норма в п. 81.14 Новых правил: установленный прибор учета, в том числе после поверки, пломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда пломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Если потребитель заключил с исполнителем договор об установке ИПУ (то есть монтаж прибора выполняет сам исполнитель коммунальных услуг), его ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания соответствующего акта, предусмотренного п. 81.6 Новых правил (п. 81.3). Очевидно, все предыдущие этапы (подача заявки на установку ИПУ, согласование времени, проверка ИПУ и документов на него, установка пломб) выполняются в рамках договора на установку ИПУ.

 

Выход ИПУ из строя.

В Новых правилах под выходом ИПУ из строя понимаются следующие обстоятельства (п. 81.12):

  • неотображение прибором учета результатов измерения;
  • нарушение контрольных пломб и (или) знаков поверки;
  • механическое повреждение ИПУ;
  • превышение допустимой погрешности показаний счетчика;
  • истечение межповерочного интервала.

В случае возникновения данных обстоятельств потребитель обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания ИПУ на момент его выхода из строя и обеспечить устранение выявленной неисправности (ремонт, замена, поверка) в течение 30 дней со дня выхода ИПУ из строя (п. 81.13 Новых правил). Если необходим демонтаж счетчика, потребитель обязан известить об этом исполнителя не менее чем за два рабочих дня. Демонтаж, а также последующий монтаж ИПУ выполняются в присутствии представителей исполнителя коммунальных услуг, кроме случаев, когда они не явились к сроку демонтажа, указанному в извещении.

Пунктом «у.2» п. 31 Новых правил предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены настоящими правилами. Это новое положение, до 01.10.2013 в документе была прописана обязанность исполнителя вводить в эксплуатацию только вновь установленные ИПУ. В силу п. 81.14 Новых правил ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном п. 81 – 81.9 Новых правил (см. п. 81.14). Это означает, что потребитель должен подать заявку, согласовать время установки счетчика и т. д. Все действия выполняются бесплатно для потребителя.

Дополнительно к обязанности потребителя обеспечивать проведение поверок ИПУ установлена обязанность направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства РФ об обеспечении единства измерений (пп. «д» п. 34 Новых правил). Представляется, что копия данного документа должна быть приложена к заявке потребителя.

*   *   *  

В Новых правилах появился единый порядок действий потребителя и исполнителя при вводе ИПУ в эксплуатацию, в том числе после ремонта, поверки. Новые положения направлены в большей степени на защиту прав потребителей. Поправками предусмотрено, что бесплатными для потребителя являются как ввод счетчика в эксплуатацию, так и установка контрольных пломб, кроме случая, когда пломбы ставятся повторно по причине нарушения пломб или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

  

/ эксперт журнала
«Жилищно-коммунальное хозяйство:бухгалтерский учет и налогообложение»

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.