Новое в Налоговом кодексе с 2014 года

С 2014 года вступили в силу очередные изменения, внесенные как в первую, так и во вторую часть Налогового кодекса. В данной статье представим в таблице краткий обзор таких изменений, которые так или иначе касаются деятельности автономных учреждений.

 

Изменения в первой части Налогового кодекса

Краткая формулировка изменения Каким нормативным
актом внесено
Комментарий
Введен обязательный досудебный порядок обжалования Федеральный закон от 02.07.2013 № 153 ФЗ С 2014 года любые акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. В случае если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в установленные сроки, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке (абз. 1, 2 п. 2 ст. 138 НК РФ)
Дополнен перечень оснований, которые обязывают налогоплательщика представить необходимые пояснения и документы в рамках проводимой камеральной проверки Федеральный закон от 28.06.2013 № 134 ФЗ Теперь в рамках проведения камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика пояснений не только в случаях выявления ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, выявления несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, но и в случаях, когда (п. 3 ст. 88 НК РФ):
  • в уточненной налоговой декларации (расчете) уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) (налогоплательщиком представляются необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета));
  • в налоговой декларации (расчете) заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка (налогоплательщиком представляются необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка).
Если уточненная декларация (расчет) с уменьшенной суммой налога к уплате (увеличенной суммой полученного убытка) будет представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи соответствующей декларации (расчета), налоговый орган праве истребовать у налогоплательщика следующие документы (п. 8.3 ст. 88 НК РФ):
  • первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета);
  • аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений
Установлена единая норма исчисления налогов в полных рублях Федеральный закон от 23.07.2013 № 248 ФЗ В соответствии с п. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога в размере менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога в размере 50 копеек и более округляется до полного рубля. Данная норма касается всех налогов. До 2014 года Налоговый кодекс содержал положения об округлении отдельных налогов, в частности НДФЛ, ЕНВД. Для других налогов такие положения устанавливались в порядках по заполнению налоговых деклараций (расчетов) по конкретному налогу
Уточнена ответственность за непредставление налоговой декларации Федеральный закон от 28.06.2013 № 134 ФЗ Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ с 2014 года непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, определенного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
На основании внесенных в данный пункт изменений уточнено, что штраф рассчитывается исходя из суммы налога, не уплаченной в установленный срок. Кроме того, из этого пункта исключено указание на субъект правонарушения. То есть теперь штраф, предусмотренный ст. 119 НК РФ, может быть наложен не только на налогоплательщиков, но и, например, на налоговых агентов
Уточнена ответственность за непредставление истребуемых документов и информации Федеральный закон от 23.07.2013 № 248 ФЗ В соответствии с новой редакцией п. 6 ст. 93.1 НК РФ налоговыми правонарушениями признаются:
  • отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки. За данные правонарушения предусмотрена ст. 126 НК РФ ответственность (штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ);
  • неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации. За данное правонарушение предусмотрена ст. 129.1 НК РФ ответственность (штраф в размере 5 000 руб., а за те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, – штраф в размере 20 000 руб.)




Изменения во второй части Налогового кодекса

Краткая формулировка изменения Каким нормативным
актом внесено
Комментарий

Налог на добавленную стоимость

Скорректирована норма, освобождающая от обложения НДС операции по выполнению НИОКР Федеральный закон от 23.07.2013 № 215 ФЗ Согласно новой редакции пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются операции:
  • по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров
Введена обязанность представления декларации по НДС только в электронной форме Федеральный закон от 28.06.2013 № 134 ФЗ Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами, а также освобожденные от исполнения обязанности налогоплательщика) обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20 го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).
Представление декларации по НДС осуществляется только в электронной форме начиная с отчетности за I квартал 2014 года. Декларации (в том числе уточненные), составленные за налоговые периоды, предшествующие указанному, могут быть представлены как в электронной форме, так и на бумажном носителе (Письмо ФНС РФ от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18592)

Налог на доходы физических лиц

Изменен порядок предоставления имущественного вычета по расходам на приобретение (строительство) жилья Федеральный закон от 23.07.2013 № 212 ФЗ Согласно новой редакции ст. 220 НК РФ:
  • налогоплательщику (физическому лицу), не использовавшему при приобретении (строительстве) одного объекта имущества всю сумму имущественного вычета (2 млн руб.), предоставлено право получить остаток вычета при покупке (строительстве) другого объекта;
  • отменена норма о распределении суммы имущественного вычета между совладельцами (например, между супругами) при приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную собственность. Таким образом, теперь каждый из совладельцев имеет право на получение полной суммы имущественного вычета (то есть по 2 млн руб.);
  • уточнен перечень документов, представляемых в налоговый орган вместе с налоговой декларацией в целях получения имущественного вычета при приобретении (строительстве) жилья. Отметим, что представлять в налоговый орган письменное заявление на получение такого вычета теперь не нужно;
  • налогоплательщику предоставлено право на получение указанного имущественного вычета у одного или нескольких налоговых агентов по своему выбору.
Скорректирован порядок предоставления имущественного вычета по расходам на погашение процентов по целевым займам (кредитам) Федеральный закон от 23.07.2013 № 212 ФЗ Имущественный вычет по расходам на погашение процентов по целевым займам (кредитам) выделен законодателем по сравнению с остальными имущественными вычетами (пп. 4 п. 1 ст. 220, п. 4 ст. 220 НК РФ).
Указанный вычет предоставляется с 2014 года с учетом установленного ограничения. Так, согласно п. 4 ст. 220 НК РФ вычет предоставляется в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа (кредита), но не более 3 млн руб. при наличии документов, подтверждающих право на получение имущественного вычета по расходам на приобретение (строительство) жилья, договора займа (кредита), а также документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в погашение процентов. Данный налоговый вычет налогоплательщик вправе получить у одного или нескольких налоговых агентов по своему выбору.

Налог на прибыль

Дополнен перечень нематериальных активов, признаваемых амортизируемым имуществом Федеральный закон от 23.07.2013 № 215 ФЗ С 2014 года в перечень нематериальных активов в целях применения гл. 25 НК РФ включено исключительное право на аудиовизуальные произведения (пп. 7 п. 3 ст. 257 НК РФ)
Уточнен порядок амортизации имущества, приобретаемого с использованием бюджетных средств Федеральный закон от 23.07.2013 № 215 ФЗ С 2014 года не подлежит амортизации только то имущество, которое полностью приобретено (создано) за счет бюджетных средств целевого финансирования (пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ).
Имущество, приобретенное (созданное) частично за счет указанных средств (то есть с их использованием), подлежит амортизации. При этом в отношении такого имущества с 2014 года предусмотрены особенности определения первоначальной стоимости: первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования (п. 1 ст. 257 НК РФ)
Конкретизирован перечень расходов на рекламу Федеральный закон от 23.07.2013 № 215 ФЗ Согласно новой редакции п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам на рекламу в целях исчисления налога на прибыль также относятся расходы на проведение рекламных мероприятий при кино- и видеообслуживании

Упрощенная система налогообложения

Изменены лимиты доходов в целях применения УСНО Приказ Минэкономразвития РФ от 07.11.2013 № 652 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2014 год» (далее – Приказ № 652) С учетом положений п. 4 ст. 346.13 НК РФ, а также установленного на 2014 год коэффициента-дефлятора, равного 1,067, предельный размер доходов, при превышении которого налогоплательщик утрачивает право на применение УСНО в 2014 году, составляет 64,02 млн руб.
Установлено, что микрофинансовые организации не вправе применять УСНО Федеральный закон от 02.11.2013 № 301 ФЗ В соответствии с пп. 20 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в перечень организаций, которые не праве применять УСНО, добавлены микрофинансовые организации. О существовании микрофинансовых организаций, действующих (созданных) в форме автономных учреждений, указывается в п. 4 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 239 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»

Единый налог на вмененный доход

Установлен коэффициент-дефлятор, на который корректируется базовая доходность Приказ № 652 Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц. При этом базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты, в частности на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на календарный год. Приказом № 652 на 2014 год утвержден коэффициент-дефлятор в целях применения ЕНВД, равный 1,672

Транспортный налог

Введены повышающие коэффициенты в целях исчисления транспортного налога Федеральный закон от 23.07.2013 № 214 ФЗ Согласно новой редакции п. 2 ст. 362 НК РФ с 2014 года исчисление транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента:
  • 1,1 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
  • 1,3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
  • 1,5 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
  • 2 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
  • 3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей применения повышающих коэффициентов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет

Налог на имущество

Введен особый порядок определения базы по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимости

Федеральный закон
от 02.11.2013 № 307 ФЗ

С 1 января 2014 года в отношении отдельных объектов недвижимости база по налогу на имущество определяется не как среднегодовая стоимость имущества, а исходя из их кадастровой стоимости (ст. 278.2 НК РФ). В частности, указанный порядок применяется в отношении следующих объектов недвижимости:
  • административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
  • нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1 го числа очередного налогового периода (то есть не позднее 1 го января) определяет на этот налоговый период перечень указанных выше объектов недвижимого имущества, направляет этот перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 7 ст. 378.2 НК РФ)





/эксперт КГ "Аюдар"/

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.