Вопрос регистрации автотранспорта предприятия и уплаты налогов

Наша организация приобрела автопогрузчик для работы на территории склада. Вопрос: надо ли его регистрировать в автоинспекции и платить транспортный налог? 

 

Государственная регистрация.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:

  • подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Пункт 3 предусматривает, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях, или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Согласно ст. 12.1 КоАП РФ, управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до восьмисот рублей.

Согласно ст. 19.22 КоАП РФ, нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок в случае, если такая регистрация обязательна, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей; на должностных лиц - от ста до трехсот рублей; на юридических лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Вывод. Автопогрузчик, имеющий максимальную конструктивную скорость 50 км/час и более, а также предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, подлежит регистрации в ГИБДД. В противном случае он подлежит регистрации в органах Гостехнадзора. За отсутствие регистрации автопогрузчика на организацию и ее должностных лиц могут быть наложены штрафы.

 

Транспортный налог.

В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пункт 1 ст. 358 НК РФ предусматривает, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Отметим, что в п. 13 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утверждены Приказом МНС РФ от 09.04.2003 № БГ-3-21/177) сказано: из Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) (утверждены Минсельхозпродом России от 16.01.95) следует, что автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см. не подлежат государственной регистрации на территории РФ. Следовательно, названные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

По нашему мнению, правомерность данного вывода вызывают сомнения на основании следующего:

  • вывод сделан на основании отраслевого нормативного документа, положения которого распространяются на организации, относящиеся к сельскому хозяйству;
  • в Правилах Минсельхозпрода применен дополнительный критерий – объем двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см., использование которого противоречит Постановления Правительства РФ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Отметим, что Налоговый кодекс не оговаривает, подлежат ли налогообложению только транспортные средства, передвигающиеся по дорогам общего пользования или нет, из чего можно сделать вывод, что данный критерий не играет роли в вопросе отнесения транспортного средства к объектам налогообложения.

Судебная практика по вопросам транспортного налога

Нередко суды высказывают позицию, что если транспортное средство, не предназначенное для движения по дорогам общего пользования, не было зарегистрировано, то оно не признается объектом налогообложения и соответственно, до момента регистрации транспортный налог можно не платить. Например, ФАС МО в Постановлении от 08.12.2008 № КА-А40/10120-08 сделал вывод, что транспортные средства (портальные краны, автоконтейнеровозы, специализированные автопогрузчики для контейнеров, козловой контейнерный кран на пневмоходу, специализированные портовые тягачи, легкие автопогрузчики, предназначенные для работы с грузом, прицепы, прочее вспомогательное оборудование) не имеют паспортов самоходной техники, не зарегистрированы в установленном порядке в органах Гостехнадзора и ГИБДД, не являются транспортными средствами, используемыми на дорогах общего пользования, поэтому они не могут быть признаны в силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектами налогообложения транспортными налогом.

Есть и другой подход, примером которого служит Постановление ФАС МО от 16.04.2009 № КА-А40/2929-09. Рассмотрена ситуация, когда организация не платила транспортный налог в отношении автопогрузчиков, которые не были зарегистрированы. Нижестоящие судебные инстанции поддержали налогоплательщика. Они исходили из того, что обязанность по уплате транспортного налога возникает с момента регистрации транспортного средства. Они сослались на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 № 451-О, в котором указано, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. И сделали вывод: так как, транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования, и автопогрузчики не были зарегистрированы в органах Гостехнадзора, использовались только в производственной деятельности общества на его территории, то экономических оснований для обложения такого транспортного средства транспортным налогом нет.

Но кассационная инстанция подержала налоговую инспекцию, основываясь на следующем. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники» собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать их в органах Гостехнадзора в установленном порядке, т.е. в течение 5 дней со дня возникновения права. При этом обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица осуществить регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения. Поскольку автопогрузчики являются транспортными средствами, Общество было обязано обеспечить их государственную регистрацию.

Учитывая, что в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации Общество необоснованно получило налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога, доначисление транспортного налога является правомерным. Кроме того, ст. 358 НК РФ не предусматривает зависимости между фактами использования автотехники и исчислением транспортного налога.

Из Определения Конституционного Суда, на которое сослалась нижестоящая судебная инстанция, не следует, что субъект, имеющий право собственности на транспортное средство, освобождается от обязанности уплачивать налог, если не использует его на дорогах общего пользования. В указанном Определении содержится вывод о том, что от степени воздействия на состояние дорог зависит налоговая база, но не объект налогообложения.

Вывод. В отношении автопогрузчика нужно уплачивать транспортный налог независимо от факта его регистрации в органах Гостехнадзора или ГИБДД.