• Главная
  • Статьи
  • Закон о контрактной системе: основные изменения при расхо...

Закон о контрактной системе: основные изменения при расходовании средств субсидий и средств ОМС

Уточнение понятия «приобретение товаров, работ и услуг»

В новом законодательстве уточняется, что понятие «приобретение товаров, работ и услуг» включает в себя понятие «приобретение недвижимого имущества» или «аренда имущества» [1]. Таким образом, в отличие от действующего законодательства, явным образом обозначается, что требования нового закона распространяются на случаи, когда бюджетное учреждение приобретает недвижимое имущество или арендует имущество (как недвижимое, так и движимое).

Провозглашение принципов закупок

Новый закон впервые провозглашает принципы, которые необходимо соблюдать при осуществлении закупок [2] :

  1. открытость и прозрачность (выражаются в свободном и безвозмездном доступе к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок);
  2. обеспечение конкуренции – создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение любых действий, которые противоречат требованиям закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции (в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок);
  3. профессионализм заказчика – осуществление деятельности заказчика на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок;
  4. стимулирование инноваций. Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции;
  5. единство контрактной системы в сфере закупок. Контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
  6. ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством.

Нормирование, планирование и обоснование закупок

В процесс осуществления закупок включены и регламентированы нормирование, планирование и обоснование закупок (ст. 16 – 22 Закона о контрактной системе).

Нормирование закупок

Нормирование в сфере закупок представляет собой установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ. Правила нормирования должны быть установлены Правительством РФ.

Планирование закупок

Требования Закона о контрактной системе, касающиеся планирования закупок, вступают в силу с 01.01.2015. Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения двух типов документов: планов закупок и планов-графиков закупок.

План закупок формируется на срок действия бюджета на очередной и плановый период и в числе прочего содержит:

  1. цель осуществления закупки;
  2. наименование объекта закупки и его описание, а также объем закупаемых товара, работы или услуги;
  3. информацию об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги;
  4. объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
  5. сроки осуществления закупки;
  6. обоснование закупки;
  7. информацию о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера:
    • способны поставить, выполнить, оказать только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации;
    • предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования).

План-график закупок является инструментом уже более детального планирования, составляется на основе плана закупок на один финансовый год и включает в себя в числе прочего следующую информацию:

  • наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальную (максимальную) цену контракта, обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
  • дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и их обоснование;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • дату начала закупки;
  • информацию о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта.

Как в план закупок, так и в план-график закупок могут вноситься изменения в определенных законодательством случаях (например, в случае корректировки целей государственных программ, в рамках которых осуществляются те или иные закупки).

Обоснование закупок

Требования Закона о контрактной системе, касающиеся обоснования закупок, вступают в силу также с 01.01.2015. Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок и плана-графика закупок и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным законодательством. Обоснованию подлежат объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки и ее нормирования, а также начальная (максимальная) цена контракта и способ определения поставщика, в том числе дополнительные требования к участникам закупки. Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством РФ.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос об определении и обосновании начальной (минимальной) цены контракта. Здесь новое законодательство предлагает заказчикам применять один или одновременно несколько следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный методы.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или (при их отсутствии) однородных товаров, работ, услуг. При применении данного метода информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Здесь могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или (при их отсутствии) однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. Метод является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг. Например, при приобретении жилых помещений для федеральных государственных нужд начальная цена контракта должна рассчитываться на основе установленного значения предельной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения [3].

Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги. Например, при закупке услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов начальная цена контракта должна рассчитываться с учетом установленного органом исполнительной власти субъекта РФ тарифа [4].

Проектно-сметный метод состоит в определении начальной (максимальной) цены контракта:

  1. на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства;
  2. на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами.

Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных вышеописанных методов или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты. Например, при закупке услуги по проведению праздничного мероприятия на открытом воздухе могут учитываться затраты на приглашение концертных коллективов, аренду оборудования, обработку места проведения мероприятия от клещей и т. д. По сути, применение такого подхода напоминает составление бюджета проекта: сначала определяются необходимые статьи расходов, а затем на основе имеющейся практики определяются их размеры. Информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе (ЕИС), других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Содержащееся в новом законодательстве описание возможных методов определения начальных цен контрактов является весьма лаконичным. Нетрудно предположить, что на практике у заказчиков (контрактных служб) возникнут трудности с применением этой новации законодательства, особенно с применением затратного метода. Решить эту проблему призваны предусмотренное в новом законе появление методических рекомендаций по определению цен контрактов и утверждение их распорядительным документом Минэкономразвития [5].

Введение процедуры обязательного общественного обсуждения закупок

Статья 20 Закона о контрактной системе вводит процедуру общественного обсуждения закупок. Случаи проведения такого обсуждения закупок и его порядок должны быть установлены Правительством РФ. Обсуждение начинается с даты размещения в ЕИС планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии с законодательством. Законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, установленным Правительством РФ, могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд соответственно, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

Создание института контрактной службы и контрактных управляющих

Согласно ст. 38 Закона о контрактной системе служба контрактных управляющих должна создаваться заказчиками, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб. Контрактная служба и контрактные управляющие осуществляют следующие функции и полномочия:

  • разрабатывают план закупок, подготавливают изменения для внесения в план закупок, размещают в ЕИС план закупок и внесенные в него изменения;
  • разрабатывают план-график, подготавливают изменения для внесения в план-график, размещают в ЕИС план-график и внесенные в него изменения;
  • организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • подготавливают и размещают в ЕИС извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках и проекты контрактов, подготавливают и направляют приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  • обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  • участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготавливают материалы для выполнения претензионной работы.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Закрепление процедуры привлечения экспертов и экспертных организаций

Под экспертом или экспертной организацией в новом законе понимается обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которое осуществляет на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в предусмотренных случаях (п. 15 ст. 3 Закона о контрактной системе).

К таким случаям относятся:

  1. обеспечение экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям (ст. 58 Закона о контрактной системе);
  2. проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта . При этом привлечение экспертов или экспертных организаций является обязательным для заказчика, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением следующих случаев [7]:
    • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
    • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.;
    • осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, парком, театром, учреждением, осуществляющим концертную деятельность, телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом или дворцом культуры, клубом, библиотекой, архивом) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.;
    • возникновение потребности в работе или услуге, выполнение или оказание которой может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием;
    • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;
    • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
    • заключение контракта театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом, телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом или дворцом культуры, клубом, образовательным учреждением, зоопарком, планетарием, парком, заповедником, ботаническим садом с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства, либо с конкретным физическим или юридическим лицом, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе с концертным коллективом, на исполнение, либо с физическим или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, сценических костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, а также театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями;
    • заключение контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок – бланков строгой отчетности;
    • заключение контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в таком доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности;
    • заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
    • заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. К таким услугам относятся и обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;
    • заключение контракта на оказание услуг адвоката в связи с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве.

Кроме того, Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом. Пока такие дополнительные случаи не определены.

Согласно ч. 2 ст. 41 Закона о контрактной системе в качестве экспертов и экспертных организаций не могут быть привлечены:

  1. физические лица:
    • являющиеся в течение менее двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
    • являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
  2. юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
  3. физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может влиять на результат проводимой ими экспертизы.

Новые способы размещения заказов

Законом о контрактной системе введены новые способы размещения заказов (определения поставщиков): конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений.

Конкурс с ограниченным участием [8] – это конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования. Победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор. Данный способ применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к категории высококвалифицированных устанавливаются Правительством РФ. Данный способ применяется также при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнении работ, оказании услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, хранилищам (депозитариям) музея, системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

В отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования, которые используются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

Двухэтапный конкурс [9] – это конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования, победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа данного конкурса.

Двухэтапный конкурс может проводиться при одновременном соблюдении следующих условий:

  • конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  • для уточнения характеристик объекта закупки необходимо обсудить его с участниками закупки.

При проведении двухэтапного конкурса на первом его этапе участники обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставления обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется. Затем конкурсная комиссия проводит с участниками, подавшими первоначальные заявки, обсуждения. Обсуждаются любые содержащиеся в заявках предложения в отношении объекта закупки. При обсуждении предложения каждого участника конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам конкурса. На обсуждении предложения каждого участника вправе присутствовать все его участники. Результаты первого этапа двухэтапного конкурса фиксируются в соответствующем протоколе. По этим результатам заказчик вправе уточнить условия закупки, а именно:

  • любое требование к указанным в конкурсной документации функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки. При этом заказчик вправе дополнить данные характеристики новыми характеристиками;
  • любой указанный в конкурсной документации критерий оценки заявок на участие в таком конкурсе. При этом заказчик вправе дополнить данные критерии новыми критериями только в той мере, в какой это дополнение требуется в результате изменения функциональных, технических, качественных или эксплуатационных характеристик объекта закупки.

На втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа условий закупки. Участник, принявший участие в первом этапе, вправе отказаться от участия во втором этапе двухэтапного конкурса.

Заказчик может привлекать экспертов, экспертные организации при проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах. Экспертная оценка может осуществляться в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса. Заказчик также вправе привлекать указанных экспертов при проведении конкурсов в целях обеспечения оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям.

Запрос предложений [10] – это такой способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях в товаре, работе или услуге для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений, а победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товаре, работе или услуге.

Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае:

  • заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком;
  • заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх;
  • заключения федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ;
  • заключения контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;
  • осуществления закупок дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ, официальными представительствами РФ при международных организациях и иными заказчиками, работающими за пределами территории РФ, для обеспечения такой деятельности в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 15 млн руб.;
  • осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объема лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут быть лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам;
  • признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
  • осуществления закупок изделий народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Наряду с размещением извещения о проведении запроса предложений в ЕИС заказчик вправе направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Такими лицами в обязательном порядке считаются лица, с которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заказчик заключал контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов. С момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик не вправе отменять проведение запроса предложений или вносить изменения в извещение и документацию о проведении запроса предложений.

Для участия в запросе предложений участники подают заявки в письменной форме или в форме электронного документа. Срок и порядок подачи устанавливаются в извещении и документации о проведении запроса предложений. Заявки оцениваются комиссией на основании критериев, указанных в документации, фиксируются и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей. После оглашения всем участникам предлагается направить окончательное предложение. Выигравшим является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика в товарах, работах, услугах. В случае если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим признается предложение, которое поступило раньше.

Применение библиотеки типовых контрактов

Применение при размещении заказов библиотеки типовых контрактов регулируется ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти в своей сфере регулирования должны разработать и утвердить типовые контракты, типовые условия контрактов. Документы размещаются в ЕИС и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки этих документов, а также случаи и условия их применения должны быть установлены Правительством РФ. Отметим, что новое законодательство предусматривает, что в определенных случаях цена контракта может быть не твердой, а ориентировочной либо определяться по формуле с указанием максимального значения цены, установленного заказчиком в документации о закупке. Такие случаи должны быть определены Правительством РФ.

Мониторинг и аудит в сфере закупок

Включение в процесс осуществления закупок такого отдельного этапа, как мониторинг и аудит в сфере закупок, регулируется ст. 97 и 98 Закона о контрактной системе. Требования, касающиеся мониторинга и аудита, вступают в силу с 01.01.2015.

Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков закупок. Мониторинг оценивает степень достижения целей осуществления закупок, обоснованность закупок, совершенствование законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Мониторинг производится с использованием ЕИС и на основе содержащейся в ней информации. Результаты мониторинга по итогам каждого года оформляются в виде сводного аналитического отчета, который представляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Правительство РФ. Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки его подготовки определяются Правительством РФ. Данный отчет содержит оценку эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяет меры по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и контрольно-счетными органами муниципальных образований, образованными представительными органами муниципальных образований. Данные органы в пределах своих полномочий анализируют и оценивают результаты закупок, достижения целей осуществления закупок. Для этого органы аудита осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность. Они проверяют, анализируют и оценивают информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Органы аудита обобщают результаты, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, готовят предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в ЕИС обобщенную информацию о таких результатах.

Отдельно в ходе мониторинга и аудита проводится оценка обоснованности планируемых закупок. По результатам этой оценки конкретная закупка может быть признана необоснованной. Если закупка признается необоснованной, органы контроля выдают предписания об устранении выявленных нарушений и привлекают виновных лиц к административной ответственности.



Ссылки

[1]Пункт 3 ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе.

[2]Статьи 7 – 12 Закона о контрактной системе.

[3]Постановление Правительства РФ от 10.06.2011 № 460 «О предельной стоимости 1 кв. м общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд».

[4]Пункт 4 ч. 4 ст. 4 и п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

[5]Часть 20 ст. 22 Закона о контрактной системе.

[6]Пункт 1 ч. 1 и ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе.

[7]Часть 4 ст. 94 и п. 1, 4 – 6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26, 27 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

[8]Статья 56 Закона о контрактной системе.

[9]Статья 57 Закона о контрактной системе.

[10]Статья 83 Закона о контрактной системе.






консультант по социальной политике
Института экономики города (Москва)

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.