Расчет пеней при подачи "уточненки".

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ начисление пени производится начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога или сбора. А каким образом должен производиться расчет пеней в ситуации, когда налогоплательщиком подана уточненная налоговая декларация, на основании которой ранее заявленная к уплате в бюджет сумма налога подлежит уменьшению?

Мнения контролеров и налогоплательщиков по этому вопросу порой расходятся, и камнем преткновения в подобном споре является момент изменения обязательств налогоплательщика по уплате налога в связи с их уточнением. Об одном из таких споров и будет рассказано в данной статье.

 

Суть спора.

Дело, разбиравшееся арбитрами ФАС ВВО (Постановление от 28.10.2013 № А43-1678/2013), вряд ли можно отнести к разряду особо сложных. Действительно, организация представила налоговому органу уточненные декларации по НДС за II и III кварталы 2010 года в II квартале 2012 года, на что имела полное право: когда обнаружила собственные ошибки в исчислении налоговой базы, тогда и представила – положения п. 1 ст. 81 НК РФ не нарушены. По данным «уточненки» за II квартал налогоплательщику полагается возмещение из бюджета, зато за III квартал он должен бюджету сумму большую, чем сумма возмещения за предыдущий квартал, то есть у него образовалась недоимка по НДС. А поскольку c учетом «уточненки» за III квартал налог подлежал доплате в сумме 8 658 452 руб., организации было начислено 1 101 560 руб. 97 коп. пеней. Причем право налогоплательщика на возмещение суммы налога по итогам II квартала 2010 года камеральной проверкой было подтверждено, но сумма возмещения была отражена в его карточке со сроком уплаты по дате представления «уточненки», то есть в II квартале 2012 года. И соответственно, расчет пеней контролерами производился за период со сроков уплаты (20.10.2010, 20.11.2010, 20.12.2010) до даты погашения недоимки (12.04.2012). В обоснование этого был приведен Приказ ФНС России от 10.01.2012 № ЯК-7-1-/19@.

 

Аргументация арбитража по признанию пеней необоснованными.

Налогоплательщику такой расчет не понравился, и он обратился к арбитрам. Суды всех трех инстанций [1] встали на его сторону и признали необоснованным начисление налоговым органом организации спорных пеней.

Аргументировали судьи свое решение следующим образом. Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. При этом налогоплательщик в соответствии со ст. 52 НК РФ самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок, сроки уплаты, а также объекты обложения НДС установлены в гл. 21 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 – 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, момент определения налоговой базы по которым (установленный ст. 167 НК РФ) относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в указанном периоде.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в силу ст. 166 НК РФ, на определенные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты (п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ). При этом согласно п. 1 ст. 172 НК РФ указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих уплату сумм налога.

Если сумма вычетов в каком‑либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в силу п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения согласно пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Следовательно, на основании правил, установленных НК РФ, понятие «налоговый период» связано не с моментом, в котором применяются налоговые вычеты, а с моментом, за который определяется налоговая база для целей уплаты НДС по операциям реализации. Указанный вывод отражен также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.05.2009 № 17473/08.

Налогоплательщик, обнаруживший факты неотражения (неполного отражения) сведений в ранее поданной декларации, вправе внести необходимые изменения и дополнения в декларацию того налогового периода, к которому относятся операции и выплаты по ним, исходя из правил, содержащихся в ст. 81 НК РФ. При этом вычеты должны быть отражены в том налоговом периоде, в котором выполнены установленные законом для их принятия условия. Таким образом, факт неуплаты или неполной уплаты налога должен определяться на дату окончания каждого налогового периода, по итогам которого подлежит уплате налог с учетом имеющихся переплат по состоянию на ту же дату. То есть вне зависимости от даты обнаружения ошибки и внесения налогоплательщиком изменений в налоговую отчетность обязанность налогоплательщика по исчислению налога предусматривается за конкретный налоговый период.

Следовательно, несмотря на представление организацией «уточненок» по НДС за II и III (в котором исчислена сумма налога) кварталы 2010 года, лишь в II квартале 2012 года налог считается исчисленным за II и III кварталы 2010 года.

А с учетом того, что сумма НДС, дополнительно начисленная по данным «уточненки» за III квартал, в целях недопущения закрытия расчетного счета была уплачена налогоплательщиком до момента вынесения решения по итогам камеральной проверки вместе с уплатой причитающихся по расчету налогоплательщика пени, суммы пеней, рассчитанные налоговым органом, были признаны начисленными неправомерно. Также суды посчитали необоснованной ссылку контролеров на Приказ ФНС России от 10.01.2012 № ЯК-7-1-/19@, поскольку данный приказ носит рекомендательный характер и является подзаконным актом, противоречащим положениям Налогового кодекса.

 

При подаче "уточненки" надо правильно отражать уменьшение НДС.

Итак, основываясь на аргументах арбитров из комментируемого постановления, можно сделать вывод, что в случае подачи «уточненки» уменьшение сумм НДС безопаснее отражать на день подачи первичной декларации. Тогда можно снизить не только сумму налога, но и пени, ведь подача уточненной декларации связана с тем, что компания исказила налог за период его начисления, а не за период оформления «уточненки». Следовательно, и обязательства корректируются за период, когда определен налог: так устанавливается сумма фактической недоимки. Если она не перечислена в бюджет, то эта сумма – потери казны, и пени берутся именно с компенсации этих потерь  [2], а не с налога, ошибочно завышенного предприятием. Поддерживая налогоплательщиков, суды требуют отражать уменьшение налога в периоде, за который сдана «уточненка». К подобным выводам уже приходили арбитры ФАС ДВО (Постановление от 04.08.2008 № Ф03‑А24/08-2/2989), ФАС МО (Постановление от 17.12.2008 № КА-А40/11567-08) и др. Однако споры по данному вопросу, как можно видеть, не утихают. 

 

Ссылки:

[1] См. также Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.04.2013 № А43-1678/2013, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 № А43-1678/2013.

[2] К такому выводу пришел КС РФ в Определении от 12.05.2003 № 175 О.

 


/ эксперт журнала
 «НДС: проблемы и решения» /

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.