• Главная
  • Статьи
  • Положения Закона о контрактной системе, вступающие в силу...

Положения Закона о контрактной системе, вступающие в силу с 2015 года

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44 ФЗ) предусматривается пооче­редное внедрение его положений. Основная часть статей данного закона вступила в силу 1 января 2014 года. Некоторые положения Закона № 44 ФЗ начнут действовать только с 2015 года. Давайте раскроем основные вопросы по 44 фз, которые являются на данный момент наиболее актуальными.

В соответствии с п. 2 ст. 114 Закона № 44‑ФЗ большая часть гл. 2 «Планирование» Закона № 44‑ФЗ вступает в силу 1 января 2015 года. Напомним, данная глава содержит статьи 16 – 23, которые устанавливают, в частности, правила планирования, обоснования и нормирования закупок. О порядке применения указанных норм государственными (муниципальными) учреждениями, выступающими заказчиками товаров (работ, услуг), расскажем далее.

 

 

Вопросы по 44 ФЗ: планирование закупок.

 

 

Согласно ст. 16 Закона № 44‑ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Состав, а также порядок формирования, утверждения и изменения таких планов прописан в ст. 17 и 21 Закона № 44‑ФЗ. Положения данных статей вступают в силу 1 января 2015 года и применяются к правоотношениям, возникающим при формировании планов закупок и планов-графиков на 2016 год и последующие годы.

Напомним, что до 1 января 2015 года заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Законом № 44‑ФЗ, формируются только планы-графики. В 2014 году составление плана-графика на 2015 год осуществляется в соответствии с Порядком и формой, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ № 761, Казначейства РФ № 20н от 27.12.2011, с учетом особенностей, определенных Приказом Минэкономразвития РФ № 544 и Казначейства РФ № 18н от 20.09.2013 (п. 2 ст. 112 Закона № 44‑ФЗ).

Вопросы по 44 ФЗ: планы закупок. Состав, а также общий порядок формирования, утверждения и изменения планов закупок приведены в ст. 17 Закона № 44‑ФЗ.

Планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, а также с учетом требований к закупаемым товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В состав планов закупок включается следующая информация (п. 2 ст. 17 Закона № 44‑ФЗ):

  • идентификационный код закупки;
  • цель осуществления закупки;
  • наименование объекта (объектов) закупки;
  • объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
  • сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
  • обоснование закупки;
  • информация о закупках товаров (работ, услуг), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить (выполнить, оказать) только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
  • информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара (работы, услуги);
  • иная дополнительная информация, предусмотренная для включения в план закупки Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями.

Идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов о закупке и формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством РФ, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также может включать в себя иную информацию (п. 2 ст. 23 Закона № 44‑ФЗ вступает в силу 01.01.2015).

Согласно п. 4 ст. 17 Закона № 44‑ФЗ планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, то есть на три года.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, а также требования к форме планов закупок устанавливаются Правительством. На сегодняшний день Минэкономразвития разработан и размещен на сайте http://regulation.gov.ru проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд».

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 утверждены Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требования к форме таких планов закупок. С учетом этих требований высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация обязаны установить порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ, муниципального образования.

В силу п. 7, 8 ст. 17 Закона № 44‑ФЗ план закупок формируется в следующем порядке:

  • такой план формируется государственным или муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
  • такой план формируется бюджетным учреждением при планировании финансово-хозяйственной деятельности и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финан­сово-хозяйственной деятельности учреждения.

Основаниями для внесения изменений в планы закупок являются (п. 6 ст. 17 Закона № 44‑ФЗ):

  1. приведение их в соответствие в связи с изменением целей осуществления закупок и требований к закупаемым товарам (работам, услугам);
  2. приведение их в соответствие изменениям, вносимым в федеральный бюджет (бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты) на текущий финансовый год и плановый период;
  3. реализация федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента РФ, Правительства РФ, законов субъектов РФ, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете;
  4. реализация решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;
  5. использование в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупки;
  6. иные основания, установленные порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок.

Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию – на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Кроме того, заказчики вправе размещать планы закупок на своих сайтах в сети «Интернет» (при их наличии), а также опубликовывать в любых печатных изданиях (п. 9, 10 ст. 17 Закона № 44‑ФЗ).

Вопросы по 44 ФЗ: планы-графики. Согласно п. 1 ст. 21 Закона № 44‑ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров (работ, услуг) на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются в соответствии с планами закупок.

В силу п. 3 ст. 21 Закона № 44‑ФЗ в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:идентификационный код закупки;

  • наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
  • дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • дата начала закупки;
  • информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
  • информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • информация о банковском сопровождении контракта;
  • дополнительная информация, определенная Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями.

Особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и совместных аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также об отдельных закупках могут быть предусмотрены Правительством РФ (п. 8 ст. 21 Закона № 44‑ФЗ).

Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд, а также требования к форме таких планов устанавливаются Правительством РФ. Минэкономразвития подготовлен и размещен на сайте http://regulation.gov.ru проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд».

Кроме того, Правительство устанавливает требования к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд. На сегодняшний день такие требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1044. С учетом данных требований высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация устанавливают порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ, муниципального образования (п. 5 ст. 21 Закона № 44‑ФЗ).

Согласно п. 10 ст. 21 Закона № 44‑ФЗ план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В случае, если период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в указанный план также включаются общее количество поставляемого товара (объем выполняемой работы, оказываемой услуги) и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.

Коррективы вносятся в план-график в следующих случаях:

  1. изменения плана закупок;
  2. изменения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  3. изменения до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;
  4. изменения даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмены заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
  5. реализации решения, принятого заказчиком по итогам проведенного обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
  6. в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков.

Стоит отметить, что внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

Утвержденный план-график, а также внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию – на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (п. 13 ст. 21 Закона № 44‑ФЗ).

Стоит отметить, разработка плана-графика, осуществление подготовки изменений для внесения в план-график, а также размещение такого плана и внесенных в него изменений в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию – на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) относятся к функциям и полномочиям контрактной службы, контрактного управляющего (пп. 2 п. 4 ст. 38 Закона № 44‑ФЗ вступает в силу 01.01.2015).

 

 

Вопросы по 44 ФЗ: Обоснование закупок.

 

 

Согласно п. 1 ст. 18 Закона № 44‑ФЗ обоснование закупки заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании:

  1. плана закупок. В данном случае обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, установленных требований к закупаемому товару (работе, услуге) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;
  2. плана-графика. В этом случае обоснованию подлежат:
  • начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК), цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При обосновании НМЦК (цены контракта) заказчики могут руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567 (Письмо Минэкономразвития РФ от 07.10.2014 № ОГ-Д28-7698);
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

Обоснованность осуществления закупок оценивается в ходе их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. Если по результатам такого мониторинга (аудита, контроля) планируемая закупка признана необоснованной, органы контроля выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности виновных лиц в соответствии с положениями КоАП РФ (п. 4 – 6 ст. 18 Закона № 44‑ФЗ).

Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством РФ. На сегодняшний день Минэкономразвития подготовлен и размещен на сайте http://regulation.gov.ru/ проект Постановления Правительства РФ «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и формы такого обоснования».

 

 

Нормирование в сфере закупок.

 

 

С 2015 года вводится нормирование в сфере закупок, под которым понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам (работам, услугам) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (п. 1 ст. 19 Закона № 44‑ФЗ).

При этом под требованиями к закупаемым заказчиком товарам (работам, услугам) понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 3 ст. 19 Закона № 44‑ФЗ Правительство РФ устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:

  1. общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
  2. общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. На сегодняшний день Общие требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047.

В соответствии с общими правилами нормирования Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями устанавливаются правила нормирования в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (далее – правила нормирования), в том числе:

1) требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

2) требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений. Отметим, что в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 утверждены Требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений.

Кроме того, на основании правил нормирования государственные (муниципальные) органы утверждают требования к закупаемым ими и подведомственными указанным органам казенными, бюджетными, а также автономными учреждениями, на которые распространяются положения Закона № 44‑ФЗ, отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций названных органов и подведомственных им казенных учреждений. Указанные правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов подлежат размещению в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию – на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) (п. 5, 6 ст. 19 Закона № 44‑ФЗ).

* * *

С 2015 года вступают в силу очередные положения Закона № 44‑ФЗ. Эти положения связаны с планированием, обоснованием и нормированием закупок.

Начиная с 2015 года заказчики будут обязаны формировать не только планы-графики, но и планы закупок.

Следует отметить, что применяемые с 2015 года положения ст. 16, 17, 18, 19 Закона № 44‑ФЗ устанавливают общие требования и правила к формированию планов закупок и планов-графиков, к обоснованию и нормированию закупок. Вместе с тем этими статьями предусмотрено принятие различных подзаконных актов, которые будут конкретизировать действие общих требований и правил. В статье автором приведены некоторые из данных нормативных актов, которые уже утверждены на сегодняшний день, а также упомянуты разработанные проекты отдельных документов, которые будут приняты в ближайшее время, со ссылками на источники публикации таких проектов.  


Л. Ларцева
эксперт журнала
«Учреждения образования:бухгалтерский учет и налогообложение»

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.