• Главная
  • Статьи
  • Разъяснения Минфина, Минэкономразвития по вопросам примен...

Разъяснения Минфина, Минэкономразвития по вопросам применения норм Закона № 44 ФЗ

В статье приведены разъяснения специалистов таких ведомств, как Минфин и Минэкономразвития, по вопросам применения некоторых норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44 ФЗ).


Привлечение экспертов, специалистов в уголовном судопроизводстве: надо ли применять нормы Закона № 44‑ФЗ?


 Минэкономразвития и ФАС в совместном Письме № 4332‑ЕЕ/Д28и, № АЦ/7864/14 от 05.03.2014 по данному вопросу сделали вывод, что работы (услуги) осуществляются экспертами, специалистами, переводчиками и иными участниками уголовного судопроизводства в целях охраны прав и свобод обвиняемого (подозреваемого), поэтому их нельзя квалифицировать как работы (услуги) в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, к отношениям, связанным с привлечением указанных лиц, положения Закона № 44‑ФЗ не применяются.

Специалисты названных ведомств рассуждали следующим образом. Закон № 44‑ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правового договора (контракта), предметом которого является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, особенностей исполнения контрактов, мониторинга закупок, а также аудита и контроля в сфере закупок.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается УПК РФ. Он является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, иных участников уголовного судопроизводства.

Порядок назначения экспертов, привлечения специалистов и переводчиков в уголовном судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не позволяют применять Закон № 44‑ФЗ для целей регулирования правоотношений между органами предварительного следствия, органами дознания и назначаемыми (привлекаемыми) экспертами, специалистами, переводчиками. Например, ч. 1 ст. 162 УПК РФ установлено, что предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Статьями 69, 70, 71 УПК РФ предусмотрена возможность отвода дознавателем, следователем, прокурором или судом переводчиков, экспертов, специалистов.

 

Заключение контракта по результатам проведения закрытых способов: надо ли включать соответствующую информацию в реестр контрактов?


 Напомним, что в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в п. 1 – 7, 9, 12, 14 ч. 2 ст. 103 Закона № 44‑ФЗ информацию в орган федерального казначейства.

Информация о заключении контракта по результатам закупки товаров, работ, услуг с применением закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не содержащая сведения, составляющие государственную тайну, включается в реестр контрактов, заключенных заказчиками (письма Минфина РФ от 14.04.2014 № 02‑02‑06/16835, Федерального казначейства от 23.04.2014 № 42‑7.4‑05/5.7‑272).

В подтверждение своего вывода специалисты финансового ведомства привели следующие нормы. Состав документов и информации, включаемой в реестр контрактов, заключенных заказчиками, указан в ст. 103 Закона № 44‑ФЗ. В частности, согласно ч. 7 этой статьи сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении контрактов, составляющие государственную тайну, включаются в отдельный реестр контрактов. Данные сведения не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете, не размещаются и в единой информационной системе (ч. 4 ст. 4 Закона № 44‑ФЗ).

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в случаях (ст. 84 Закона № 44‑ФЗ):

1) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;

2) в иных случаях, предусмотренных п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 84 Закона № 44‑ФЗ, при отсутствии сведений, составляющих государственную тайну, в том числе в случае закупки товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну.

Поставщики (подрядчики, исполнители) определяются закрытым способом в случаях, поименованных в п. 2, в целях ограничения круга участников закупки, а не в целях неразмещения информации о закрытых способах закупки в единой информационной системе в сфере закупок.

 

Исполнение и оплата отдельных этапов контракта: необходимо ли заказчику включать в реестр контрактов сведения о них?


 Минфин рассмотрел данный вопрос в Письме от 28.05.2014 № 02‑02‑07/25618 и разъяснил, что при наличии у заказчика документов, свидетельствующих об исполнении этапа контракта, то есть документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства при частичной поставке товаров, частичном выполнении работ, оказании услуг, или документов, подтверждающих оплату этапа контракта, заказчик представляет сведения в Федеральное казначейство об исполнении по каждому факту оплаты этапа контракта в установленном порядке.

В обоснование своего ответа специалисты Минфина привели такие доводы. Согласно принципу открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок информация, предусмотренная Законом № 44‑ФЗ и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Это позволяет обеспечить гласность и прозрачность расходования бюджетных средств (средств бюджетного учреждения) на закупки.

Статьей 103 Закона № 44‑ФЗ установлено, что информация, указанная в п. 8, 10, 11 и 13 ч. 2 той же статьи, направляется заказчиками в Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Исполнение контракта согласно положениям ст. 94 Закона № 44‑ФЗ предусматривает в том числе:

  • приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом;
  • оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

При этом контрактом могут быть предусмотрены поэтапные исполнение и оплата контракта (п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона № 44‑ФЗ)


Закупка за наличный расчет: в чем особенности применения норм Закона № 44‑ФЗ и санкционирования их оплаты?


 В части 2 совместного Письма Минэкономразвития РФ № 18505‑ЕЕ/Д28и, Минфина РФ № 02‑02‑04/39043 от 05.08.2014 приведены следующие разъяснения.

В соответствии с положениями п. 15 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок.

Данные закупки не включаются в реестр контрактов и в отчет об исполнении контракта (ч. 1 ст. 103, ч. 9 ст. 94 Закона № 44‑ФЗ).

Оплата заказчиками обязательств, связанных с указанной закупкой товаров, работ и услуг, может производиться в наличной форме, в том числе путем выдачи работникам подотчетных сумм на закупку товаров, работ и услуг, с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке.

Заказчики, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, осуществляют операции по оплате таких закупок в соответствии с Правилами обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.12.2010 № 199н.

В силу положений п. 2.2 Порядка № 98н [1] бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, сумма которых не превышает установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами и оплата которых осуществляется в наличной форме, подлежат постановке на учет органами Федерального казначейства на основании принятых к исполнению заявок на получение денежных средств, без представления получателями средств федерального бюджета в органы Федерального казначейства сведений о принятом бюджетном обязательстве (ф. 0531702).

Санкционирование оплаты указанных обязательств получателей средств федерального бюджета осуществляется согласно Порядку № 87н  [2] , без представления в органы Федерального казначейства документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (накладной, акта приемки-передачи, акта выполненных работ (оказанных услуг), счета, счета-фактуры).


Возмещение сотрудникам и работникам командировочных расходов: является ли это закупкой согласно нормам Закона № 44‑ФЗ?


 Возмещение работникам в денежной форме командировочных расходов не является закупкой и, соответственно, не подлежит включению в план закупок и план-график закупок, в реестр контрактов.

В случае если заказчик считает необходимым заключить контракт на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, например, в целях обеспечения проезда к месту служебной командировки и обратно, найма жилого помещения, транспортного обслуживания, то названный контракт подлежит заключению в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ и сведения об осуществлении этой закупки указываются в плане закупок, плане-графике, а также в реестре контрактов.

На основании обозначенного контракта работнику предоставляются услуги в натуральной форме (билет на проезд, размещение в гостинице).

Приведенный ответ опубликован в ч.1 Письма Минэкономразвития РФ № 18505‑ЕЕ/Д28и, Минфина РФ № 02‑02‑04/39043.

Чуть ранее, в Письме Минфина РФ от 31.07.2014 № 03‑03‑07/37921, был рассмотрен вопрос об особенностях санкционирования расходов федерального бюджета, связанных с оплатой получателями средств федерального бюджета авиа- и железнодорожных билетов при направлении работников в служебную командировку. Из разъяснений, данных в нем специалистами финансового ведомства, приведем следующие выводы:

1) в случае приобретения билета непосредственно у перевозчика заключения контракта не требуется;

2) в случае покупки билетов через организацию-посредника, стоимость услуг которой фиксируется на специальных бланках, заказчик обязан соблюдать требования ст. 34 Закона № 44‑ФЗ. Если стоимость услуг организации-посредника не превышает 100 тыс. руб. (в установленных случаях – 400 тыс. руб.), такой контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок, в том числе путем выставления счета организацией-посредником. Причем к названному контракту не применяются требования ч. 4 – 9, 11 – 13 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ.

Если стоимость услуг организации-посредника превышает вышеуказанную сумму, то, по мнению Минфина, заказчику рекомендуются заключить контракт путем его подписания сторонами. Нормы п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ позволяют в целях заключения такого контракта осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Данная позиция направлена для согласования в Минэкономразвития.

При этом следует учесть, что если стоимость услуг организации-посредника не включена в стоимость билета, авансирование посреднических услуг в размере 100% не допускается;

3) Согласно положениям Порядка № 98н бюджетные обязательства, принимаемые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами на закупку товаров, работ, услуг, заключенными с получателями средств федерального бюджета, по которым оформление в письменной форме не требуется, принимаются к учету на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета.

В силу положений пп. 16 п. 5 и п. 7 Порядка № 87н орган Федерального казначейства вправе произвести санкционирование оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета в случае представления в установленном порядке в орган Федерального казначейства вместе с заявкой на кассовый расход документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при оказании услуг (акта оказанных услуг, счета, счета-фактуры).


Предоставление банковской гарантии: на каком счете учитывать?


Согласно ст. 44 Закона № 44‑ФЗ при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Кроме того, предоставлением банковской гарантии может обеспечиваться исполнение контракта (ст. 96 Закона № 44‑ФЗ).

Минфин по вопросу о порядке бухгалтерского учета банковских гарантий сообщил в Письме от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 следующее.

Банковские гарантии, предоставленные в обеспечение участия в конкурсе (закрытом аукционе), а также в обеспечение исполнения контракта в соответствии с п. 351 Инструкции № 157н  [3] подлежат учету на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств». В частности, обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на этом забалансовом счете датой ее предоставления. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете отражается по счету со знаком минус датой прекращения обязательства, в обеспечение которого она выдана (датой исполнения контрагентом обязательств, обеспеченных гарантией или датой исполнения гарантом требований бенефициара об уплате денежной суммы в связи с нарушением принципалом обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).

Минфин обращает внимание на то, что денежные средства, поступившие как обеспечение на участие в конкурсе или закрытом аукционе, а также в качестве обеспечения исполнения контракта, на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» не учитываются.

Комиссия по осуществлению закупок: нужно ли принимать решение о ее создании перед проведением каждой закупки?

 Федеральное казначейство в п. 1 Письма от 25.03.2014 № 42‑7.4‑05/9.3‑191 на вопрос о необходимости принятия заказчиком решения о создании комиссии по закупкам перед проведением каждой закупки и о возможности создания заказчиком единой комиссии в том же составе и на постоянной основе ответило следующее.

Согласно ч. 1, 2 ст. 39 Закона № 44‑ФЗ для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее – комиссия). Решение о создании такой комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки.

При этом на основании ч. 3 ст. 39 Закона № 44‑ФЗ заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.

Иными словами, заказчик обязан принять решение о создании комиссии до проведения закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определив состав комиссии и порядок ее работы, назначив ее председателя.

Кроме того, ч. 3 ст. 39 Закона № 44‑ФЗ прямо предусмотрена возможность создания единой комиссии по осуществлению закупок.

Следовательно, Закон № 44‑ФЗ допускает создание как единой комиссии, так и конкурсных, аукционных, котировочных комиссий, комиссий по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений перед проведением каждой закупки.


Заключение контракта: является ли обязательным указание, что он заключается от имени Российской Федерации?


 Из пунктов 3, 4, 8 Письма Федерального казначейства № 42‑7.4‑05/9.3‑191 следует:

  • в преамбуле государственного контракта нужно обязательно прописывать, что он заключается «от имени Российской Федерации»;
  • при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на закупку товара (работ, услуг), необходимо указывать наименование «государственный контракт», а в преамбуле – «от имени Российской Федерации».

В подтверждение обозначенного вывода специалистами данного ведомства приведены в письме следующие нормы. Закон № 44‑ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления этих закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44‑ФЗ).

Статьей 3 Закона № 44‑ФЗ определено понятие государственного контракта, которым является договор, заключенный от имени Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд.

До выхода соответствующих разъяснений Минэкономразвития (ФАС) Федеральное казначейство рекомендует заказчику заключать государственные контракты от имени Российской Федерации, с включением всех обязательных условий, которые предусмотрены Законом № 44‑ФЗ.

 

Отчет о выполнении контракта: в чем особенности составления?

 

Согласно ч. 9 ст. 94 Закона № 44‑ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ (случаи закупки у единственного поставщика)), данные о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем сведения:

  1. об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
  2. о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
  3. об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Минфин в Письме от 07.07.2014 № 02‑02‑06/32616 рассмотрел вопрос о документах, которые необходимо приложить к отчету об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а также о порядке заполнения отчета для целей подтверждения исполнения контракта и начисления или уплаты неустойки и сообщил следующее.

 Частью 10 ст. 94 Закона № 44‑ФЗ определено, что к отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ. Требование о приложении иных документов к отчету Законом № 44‑ФЗ не установлено.

 Указанные нормы конкретизированы в Положении о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 (далее – Положение № 1093). Данное постановление также не содержит положений, предусматривающих приложение к отчету иных документов помимо документов, указанных в ч. 10 ст. 94 Закона № 44‑ФЗ.

 Следовательно, приложения к отчету платежных поручений заказчика об оплате контракта не требуется.

 При этом согласно пп. «в» и «г» п. 27 Положения № 1093 в разделах III и IV формы отчета:

  1. графа «Документ, подтверждающий исполнение» для показателей 1 и 2 не заполняется, для показателей 3 и 4 в этой графе указываются наименование и реквизиты документа, подтвержда­ющего исполнение обязательства по оплате или поставке (выполнению, оказанию) товаров, работ, услуг;
  2.  в графе «Документ, подтверждающий начисление или уплату неустойки» по соответствующим показателям прописываются наименования и реквизиты документов, подтверждающих начисление или уплату неустойки.  

 

Ссылки:

[1] Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утв. Приказом Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н.

[2] Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утв. Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 № 87н.

[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

 

О. Заболонкова
редактор журнала
«Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение»

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации по банкротству необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.