Консультации
Вопрос регистрации автотранспорта предприятия и уплаты налогов
Налоговые споры (НДС, прибыль и другие)
показать ответ
Наша организация приобрела автопогрузчик для работы на территории склада. Вопрос: надо ли его регистрировать в автоинспекции и платить транспортный налог?
Государственная регистрация.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:
- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Пункт 3 предусматривает, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях, или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Согласно ст. 12.1 КоАП РФ, управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до восьмисот рублей.
Согласно ст. 19.22 КоАП РФ, нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок в случае, если такая регистрация обязательна, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей; на должностных лиц - от ста до трехсот рублей; на юридических лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Вывод. Автопогрузчик, имеющий максимальную конструктивную скорость 50 км/час и более, а также предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, подлежит регистрации в ГИБДД. В противном случае он подлежит регистрации в органах Гостехнадзора. За отсутствие регистрации автопогрузчика на организацию и ее должностных лиц могут быть наложены штрафы.
Транспортный налог.
В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пункт 1 ст. 358 НК РФ предусматривает, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Отметим, что в п. 13 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утверждены Приказом МНС РФ от 09.04.2003 № БГ-3-21/177) сказано: из Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) (утверждены Минсельхозпродом России от 16.01.95) следует, что автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см. не подлежат государственной регистрации на территории РФ. Следовательно, названные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.
По нашему мнению, правомерность данного вывода вызывают сомнения на основании следующего:
- вывод сделан на основании отраслевого нормативного документа, положения которого распространяются на организации, относящиеся к сельскому хозяйству;
- в Правилах Минсельхозпрода применен дополнительный критерий – объем двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см., использование которого противоречит Постановления Правительства РФ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Отметим, что Налоговый кодекс не оговаривает, подлежат ли налогообложению только транспортные средства, передвигающиеся по дорогам общего пользования или нет, из чего можно сделать вывод, что данный критерий не играет роли в вопросе отнесения транспортного средства к объектам налогообложения.
Судебная практика по вопросам транспортного налога
Нередко суды высказывают позицию, что если транспортное средство, не предназначенное для движения по дорогам общего пользования, не было зарегистрировано, то оно не признается объектом налогообложения и соответственно, до момента регистрации транспортный налог можно не платить. Например, ФАС МО в Постановлении от 08.12.2008 № КА-А40/10120-08 сделал вывод, что транспортные средства (портальные краны, автоконтейнеровозы, специализированные автопогрузчики для контейнеров, козловой контейнерный кран на пневмоходу, специализированные портовые тягачи, легкие автопогрузчики, предназначенные для работы с грузом, прицепы, прочее вспомогательное оборудование) не имеют паспортов самоходной техники, не зарегистрированы в установленном порядке в органах Гостехнадзора и ГИБДД, не являются транспортными средствами, используемыми на дорогах общего пользования, поэтому они не могут быть признаны в силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектами налогообложения транспортными налогом.
Есть и другой подход, примером которого служит Постановление ФАС МО от 16.04.2009 № КА-А40/2929-09. Рассмотрена ситуация, когда организация не платила транспортный налог в отношении автопогрузчиков, которые не были зарегистрированы. Нижестоящие судебные инстанции поддержали налогоплательщика. Они исходили из того, что обязанность по уплате транспортного налога возникает с момента регистрации транспортного средства. Они сослались на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 № 451-О, в котором указано, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. И сделали вывод: так как, транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования, и автопогрузчики не были зарегистрированы в органах Гостехнадзора, использовались только в производственной деятельности общества на его территории, то экономических оснований для обложения такого транспортного средства транспортным налогом нет.
Но кассационная инстанция подержала налоговую инспекцию, основываясь на следующем. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники» собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать их в органах Гостехнадзора в установленном порядке, т.е. в течение 5 дней со дня возникновения права. При этом обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица осуществить регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения. Поскольку автопогрузчики являются транспортными средствами, Общество было обязано обеспечить их государственную регистрацию.
Учитывая, что в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации Общество необоснованно получило налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога, доначисление транспортного налога является правомерным. Кроме того, ст. 358 НК РФ не предусматривает зависимости между фактами использования автотехники и исчислением транспортного налога.
Из Определения Конституционного Суда, на которое сослалась нижестоящая судебная инстанция, не следует, что субъект, имеющий право собственности на транспортное средство, освобождается от обязанности уплачивать налог, если не использует его на дорогах общего пользования. В указанном Определении содержится вывод о том, что от степени воздействия на состояние дорог зависит налоговая база, но не объект налогообложения.
Вывод. В отношении автопогрузчика нужно уплачивать транспортный налог независимо от факта его регистрации в органах Гостехнадзора или ГИБДД.
скрыть ответ
Как можно возместить НДС, уплаченный на таможне при доставке груза из-за границы?
Налоговые споры (НДС, прибыль и другие)
показать ответ
Каким образом можно возместить НДС, уплаченный на таможне при доставке груза (лифта) из-за границы?
Принять к вычету сумму НДС, уплаченную при ввозе товаров, вправе только плательщики НДС (п. 1 ст. 171 НК РФ).
Условия, которые требуются для вычета НДС
- Товар ввезен в таможенном режиме _ выпуск для внутреннего потребления.
- Товар приобретен для операций, облагаемых НДС (пп. 1, 2 п. 2 ст. 171 НК РФ).
- Товар принят к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Обращаем ваше внимание на то, что для вычета не имеет значения, на каком конкретно счете вы учитываете ввезенное имущество.
Минфин России разъяснил, что "ввозной" НДС по оборудованию, требующему монтажа, можно поставить к вычету после принятия оборудования к учету на счете 07 (Письмо от 29.01.2010 N 03-07-08/20).
- Сумма НДС уплачена при ввозе на таможенную территорию (п.1 ст.172 НК РФ).
Факт уплаты налога обычно подтверждается таможенной декларацией и платежным документом, свидетельствующим об уплате НДС таможенному органу.
Другие документы, подтверждающие уплату НДС
Однако суды помимо платежных принимают в качестве доказательств уплаты налога и другие документы: инвойсы, акты о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение, письма таможенных органов о подтверждении фактической уплаты (Постановление ФАС Московского округа от 24.09.2008 N КА-А40/9086-08).
Следовательно, принять к вычету сумму "ввозного" НДС можно в том налоговом периоде, когда выполнены все условия для его применения (Письма УФНС России по г. Москве от 29.10.2009 N 16-15/113588, от 23.01.2009 N 19-11/4833).
Обратите внимание, что при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в книге покупок регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу НДС (п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914).
Сумму НДС, уплаченную при ввозе груза (лифта), организация принимает к вычету и отражает по строке 180 разд. 3 налоговой декларации по НДС.
При проведении камеральной проверки декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов в соответствии со ст. 172 НК РФ.
Следует учитывать, что к таким документам относятся только:
- счета-фактуры;
- документы, свидетельствующие о принятии товаров к учету;
- платежные документы при импорте.
Книги покупок и книги продаж предназначены для регистрации счетов-фактур и не относятся к документам, подтверждающим право на налоговые вычеты (ст. 172 НК РФ; п. п. 7, 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914). Значит, налоговые органы не вправе их истребовать при камеральной проверке (п.7 ст.88 НК РФ). Однако если вы не представите книги покупок и продаж, налоговый орган может:
- оштрафовать организацию за непредставление документов (п.1 ст.126 НК РФ).
- отказать в вычете НДС.
скрыть ответ
Нюансы первичной переуступки права требования (товарный договор).
Налоговые споры (НДС, прибыль и другие)
показать ответ
Первичная переуступка права требования (товарный договор) Кредитор уступает Новому кредитору долг фирмы А который составляет 50000руб, за 45000руб. Договор переуступки от 17.06.10г. Когда произойдет оплата неизвестно. Платить Новый кредитор Кредитору будет векселем 3 лица.
Когда Новый кредитор должен начислить налог на прибыль и как начисляется у него НДС?
Где в декларации по НДС отражается это начисление(в какой графе)? Как отражается убыток у Кредитора (срок оплаты по договору истек)?
Надо ли начислять НДС?
Следует ли начислять НДС?
Поставщик товаров (работ, услуг) может уступить дебиторскую задолженность покупателя третьему лицу по соглашению об уступке права требования (п. 1 ст. 307, п. 1 ст. 382 ГК РФ). В результате такой уступки поставщик (первоначальный кредитор) выбывает из обязательства, а принадлежащие ему права переходят к новому кредитору (ст. 384 ГК РФ). Следует ли начислять НДС первоначальным Кредитором при уступке?
Официальная позиция Минфина РФ заключается в следующем: поскольку специальных правил для определения налоговой базы по НДС при первичной уступке ст. 155 НК РФ не содержит, то применяются общие правила формирования налоговой базы, установленные п. 2 ст. 153 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 16.09.2009 г. № 03-07-11/277).
Поскольку порядок определения налоговой базы по НДС при уступке первоначальным кредитором права требования статьёй 155 НК РФ не установлен, а на основании п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены все элементы налогообложения, в частности, налоговая база, НДС при уступке первоначальным кредитором права требования не исчисляется.
ВАС РФ в Определении от 14.03.2008 N 10887/07 указал, что соглашение об уступке денежного требования связано с исполнением договора по реализации товаров (работ, услуг). Исходя из положений п. 1 ст. 155 НК РФ, налогообложению в данном случае подлежат не операции по реализации имущественных прав, а операции по реализации товаров (работ, услуг).
В Постановлении ФАС Уральского округа от 17.03.2009 г. № Ф09-1388/09-С2 по делу № А07-5978/2008-А-ВЕТ отмечается, что уступка права требования по договору уступки не является объектом налогообложения НДС у кредитора. Исходя из положений ст. 155 НК РФ налоговая база по НДС определяется не по самой операции уступки требования, а по операции реализации товаров. Таким образом, объект налогообложения НДС отсутствует. В связи с этим новый кредитор, который получил денежное требование непосредственно от поставщика товаров (работ, услуг), не имеет права на вычет по операции уступки права требования.
Таким образом, НДС при уступке права требования первоначальным кредитором не исчисляется.
Как отражается убыток
Убытком первоначального кредитора при совершении уступки денежного требования признается отрицательная разница между доходом от реализации этого требования и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) (п. п. 1, 2 ст. 279 НК РФ).
Таким образом, убыток возникает в случае, если доход от реализации денежного требования меньше стоимости реализованных по основному договору товаров (работ, услуг).
Порядок учета убытка при уступке денежного требования после наступления срока платежа по основному договору установлен п. 2 ст. 279 НК РФ.
Согласно данной норме сумма убытка принимается для целей налогообложения в полном объеме, но с учетом следующих особенностей:
- 50% от суммы убытка включается в состав внереализационных расходов на дату уступки права;
- 50% от суммы убытка включается в состав внереализационных расходов по истечении 45 календарных дней с даты уступки права.
При уступке налогоплательщиком – продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу дата получения уступки права требования определяется как день подписания сторонами акта уступки права требования (п. 5 ст. 171 НК РФ).
Согласно п. 8.2 Порядка заполнения Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 05.05.2008 г. № 54н, суммы признанного убытка, полученного налогоплательщиком при уступке права требования долга после наступления срока платежа в соответствии с п. 2 ст. 279 НК РФ показываются по строке 160 Приложения 3 к Листу 02.
Как отразить операции в бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете организации полученный от уступки права требования убыток учитывается на дату подписания соглашения об уступке (п. п. 7, 10.1, 16 ПБУ 9/99, п. п. 11, 14.1, 16, 18 ПБУ 10/99).
В учете будут сделаны следующие бухгалтерские записи:
- Дт 62 Кт 90 – отражена задолженность покупателя,
- Дт 90 Кт 68/НДС – отражен НДС, предъявленный покупателю.
На дату уступки права:
- Дт 76 Кт 91.1 – отражен доход от уступки права требования,
- Дт 91.2 Кт 62 – списана дебиторская задолженность покупателя,
- Дт 99.1 Кт 91.9 – отражен финансовый результат (убыток) от уступки права требования,
В связи с тем, что в рассматриваемом случае на дату уступки права в состав внереализационных расходов включается только 50 % суммы убытка, а 50 % - по истечении 45 календарных дней с даты уступки права, не учитываемая в целях налогообложения прибыли сумма убытка является вычитаемой временной разницей, с возникновением которой образуется отложенный налоговый актив (ОНА) (п. п. 11, 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).
Следовательно, на дату уступки права в учете будет также сделана бухгалтерская запись:
- Дт 09 Кт 68 – отражен ОНА на сумму, равную (1/2 суммы убытка * 20 %)
По истечении 45 календарных дней в учете будет сделана бухгалтерская запись (п. 17 ПБУ 18/02):
- Дт 68 Кт 09 – погашен отложенный налоговый актив (на сумму, равную (1/2 суммы убытка * 20 %)).
Новому кредитору получение дохода следует отразить на дату исполнения требования должником (п. 5 ст. 271 НК РФ). Если Новым кредитором приобретено требование к должнику, вытекающее из договора поставки товара, реализация которого облагается НДС, сумма превышения дохода, полученного Новым кредитором при погашении этого требования должником, над суммой расходов по его приобретению облагается НДС (п. 2 ст. 155 НК РФ) по ставке 18/118 или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Если денежное требование вытекает из сделки, не облагаемой НДС, платить НДС не требуется. В соответствии с 38.1 Порядка заполнения Налоговой декларации по НДС, утв. Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 г. № 104н, в графах 3 и 5 по строкам 010 - 040 раздела 3 декларации «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 НК РФ» отражаются налоговая база, определяемая в соответствии со статьями 153 - 157, пунктом I статьи 159 Кодекса, и сумма налога по соответствующей налоговой ставке.
Таким образом, сумма НДС отражается по строке 030 графа 5 раздела 3 Декларации (по ставке 18/118) или по строке 040 графа 5 Декларации (по ставке 10/110).
Учет у Нового кредитора:
- Дт 76-5 Кт 58/векс. – передан Кредитору Новым кредитором вексель 3-го лица в счет оплаты за прибретение денежного требования,
- Дт 58/треб. Кт 76-5 – принято к учету приобретенное требование,
- Дт 51 Кт 91 – получены денежные средства от должника в счет погашения требования,
- Дт 91 Кт 58/треб. – списаны расходы на приобретение требования,
- Дт 91.2 Кт 68/НДС – начислен НДС с суммы превышения доходов над расходами (50 000 – 45 000) * 18/118,
- Дт 91-9 Кт КТ 99 – отражена прибыль от погашения требования.
скрыть ответ
Возможен ли вычет НДС по ОС, купленному на целевые бюджетные средства?
Налоговые споры (НДС, прибыль и другие)
показать ответ
Коммерческая организация получила целевые бюджетные средства в форме субсидии субъектам малого предпринимательства, осуществляющим отдельные виды деятельности по приоритетным направлениям поддержки малого предпринимательства. Эти средства были потрачены на частичную оплату объекта основных средств (сумма субсидии меньше стоимости ОС).
Можно ли принять к вычету НДС по приобретенному ОС?
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрена в рамках ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства".
Вычет по НДС на основании норм НК РФ предоставляется при одновременном выполнении следующих условий (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 169 НК РФ):
- цель приобретений - для осуществления облагаемых НДС операций или для перепродажи;
- принятие к учету приобретения;
- наличие счета-фактуры с выделенной суммой НДС.
Отметим, что в тексте гл. 21 НК РФ нет никаких ограничений на реализацию налоговых вычетов по НДС в зависимости от источника поступления денежных средств, использованных для оплаты приобретенных товаров (работ, услуг).
Следовательно, источник оплаты - субсидия - не ограничивает прав приобретающей стороны (коммерческой организации) на заявление НДС к вычету.
Подтверждает это и судебно-арбитражная практика
- налоговое законодательство не ставит право на возмещение НДС в зависимость от источника поступления на счета налогоплательщика денежных средств, использованных для расчетов за приобретаемые товары (в данном случае речь шла о целевом бюджетном финансировании деятельности сельскохозяйственных предприятий без разделения на составляющие, т.е. денежные средства выделялись в целях пополнения оборотных средств и у получателей не возникало обязанности расходовать их на определенные цели),- Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 сентября 2006 г. по делу N А82-19017/2005-28;
- вычет по НДС не ставится в зависимость от источника поступления средств налогоплательщику (в данном случае речь шла о республиканской инвестиционной программе, за счет средств которой налогоплательщик оплатил работы по строительству водозаборных, очистных, водопроводно-канализационных объектов) - Постановление ФАС Уральского округа от 3 декабря 2007 г. по делу N Ф09-9866/07-С3.
Аналогичный вывод содержит Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.03.2009 по делу N А53-10102/2008-С5-47.
Принятие к вычету (возмещению) сумм налога на добавленную стоимость, оплаченных за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому в случае уплаты налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета для компенсации расходов, данные суммы налога к вычету не принимаются. В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость по товарам, оплаченным за счет средств федерального бюджета, следует восстанавливать.
Что касается сумм налога на добавленную стоимость по товарам, оплаченным за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, то данные суммы восстановлению не подлежат.
Официальное мнение на этот счет выражено, например, в Письме Минфина РФ от 21.10.2009 N 03-07-11/260. В нем финансисты указали, что принятие к вычету (возмещению) сумм НДС, оплаченных за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому в случае уплаты налога по товарам (работам, услугам) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета для компенсации расходов, данные суммы налога к вычету не принимаются. В связи с этим суммы НДС по товарам, оплаченным за счет средств федерального бюджета, следует восстанавливать.
Сумма НДС по товарам, оплаченными субсидиями
Что касается сумм налога на добавленную стоимость по товарам, оплаченным за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, то данные суммы восстановлению не подлежат.
Субсидия Вашей организации, по всей вероятности, выделена не из федерального бюджета, а из средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета. Именно такой порядок оказания финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства предусмотрен п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Поэтому, учитывая нормы НК РФ, позицию арбитражных судов и мнение Минфина РФ по данному вопросу, Вы имеете полное право на возмещение НДС по приобретенному за счет средств субсидии объекту ОС.
Напомним также, что полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий. Субсидии, полученные организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств организация не обязана отчитываться (см., например, Письмо Минфина России от 24.08.2009 N 03-03-06/1/547).
скрыть ответ
Облагаются ли НДС взносы, полученные от родителей на содержание детей в д/с?
Налоговые споры (НДС, прибыль и другие)
показать ответ
Облагаются ли НДС взносы, полученные от родителей на содержание детей в детском саду (на данный момент лицензия отсутствует) ?
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.
В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Другими словами, если деятельность, в отношении которой установлена возможность использования освобождения от обложения НДС, является лицензируемой, эту возможность можно реализовать только при наличии соответствующей лицензии. Получается, применение льготы поставлено в зависимость от наличия лицензии, но только в том случае, если ее получение обусловлено действующим законодательством РФ.
В Вашем случае следует учитывать, что образовательная деятельность и содержание детей являются различными самостоятельными видами деятельности дошкольного учреждения. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, приведен в Федеральном законе от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях, в отличие от образовательной деятельности по программе дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального образования, не названа в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Более того, в ст. 149 НК РФ услуги по содержанию детей и услуги в сфере образования, то есть образовательная деятельность, разделены. Реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений, освобождается от обложения НДС на основании пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Таким образом, деятельность по оказанию услуг содержания детей в дошкольных учреждениях лицензированию не подлежит. В связи с этим льготой по НДС, установленной пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, Ваша организация может воспользоваться независимо от наличия у нее лицензии на осуществление образовательной деятельности. Отметим, налоговый орган может с этим не согласиться. Одно из подтверждений - Постановление ФАС ВВО от 20.04.2009 по делу N А17-6323/2008. К судьям обратилось муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад, при проверке которого налоговая инспекция посчитала, что оно неправомерно заявило льготу по НДС в отношении реализации услуг по содержанию детей, так как учреждение не имеет соответствующей лицензии на ведение образовательной деятельности.
Арбитры приняли решение в пользу налогоплательщика, указав: наличие либо отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности не может лишать налогоплательщика (детское учреждение) права на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по содержанию детей в дошкольном учреждении. Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС ДВО от 11.02.2010 N Ф03-154/2010, ФАС ВСО от 03.04.2008 N А33-7388/07-Ф02-1225/08, от 12.09.2007 N А33-18221/06-Ф02-5491/07, А33-18221/06-Ф02-5891/07, ФАС МО от 22.02.2008 N КА-А40/605-08, ФАС ПО от 29.07.2008 по делу N А55-16294/2007.
скрыть ответ
*минимальная стоимость ответа 2500 р.