Консультации
Невостребованная кредиторская задолженность списывается на внереализационные доходы с НДС или НДС восстанавливается, а затем относится на внереализационные расходы?
Налоговые споры (НДС, прибыль и другие)
показать ответ
Порядок списания кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и её документальное оформление разъяснены в п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н: суммы кредиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации.
В соответствии с п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н, суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, являются прочими доходами.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 Гражданского кодекса РФ).
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, отражаются по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учета кредиторской задолженности.
Кредиторская задолженность включается в состав прочих доходов в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации, т.е в полной сумме с учетом НДС (п. 10.4 ПБУ 9/99), в том отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек (п. 16 ПБУ 9/99).
В учете производится бухгалтерская запись:
- Дт 60 Кт 91.
На основании п. 18 ст. 250 Налогового кодекса РФ суммы кредиторской задолженности, списанные в связи с истечением срока исковой давности, являются внереализационными доходами.
По мнению Минфина России, выраженному в Письме от 27.12.2007 № 03-03-06/01/894, данный доход на основании пп. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ признается в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ суммы НДС, относящиеся к кредиторской задолженности, списанной в отчетном периоде на основании п. 18 ст. 250 НК РФ, являются внереализационными расходами.
Однако, если НДС, предъявленный поставщиком, ранее был правомерно принят к вычету, то не имеется оснований для его восстановления.
НДС правомерно принимается к вычету, если:
- товары (работы, услуги) приобретаются на территории РФ для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ),
- при наличии счета-фактуры, выставленного поставщиком, после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Перечень случаев восстановления НДС установлен п. 3 ст. 170 НК РФ и является закрытым.
Случай восстановления НДС, ранее правомерно принятого к вычету при списании кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности, данным перечнем не предусмотрен.
Следовательно, при списании кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности расхода в сумме НДС, ранее правомерно принятого к вычету, в налоговом учете не возникает.
Если сумма НДС числится на счете 19, т.е. не была ранее принята к вычету, она списывается на внереализационные расходы на основании пп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Таким образом, данная норма применяется к суммам НДС, которые до списания кредиторской задолженности не были приняты к вычету в установленном порядке.
Учитывая п. п. 10.4 и 16 ПБУ 9/99, если списываемая кредиторская задолженность образовалась в результате получения аванса от покупателя, сумму НДС, исчисленную с этого аванса (учитываемую обособленно на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»), при списании кредиторской задолженности следует включить в состав прочих расходов (п. п. 11, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н).
В учете будут сделаны следующие бухгалтерские записи:
- Дт 62/аванс Кт 91
- Дт 91 Кт 76/АВ (62/АВ).
Пунктом 8 ст. 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг). Данные вычеты производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) (п. 6 ст. 172 НК РФ).
Также согласно п. 5 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ. оказания услуг), реализуемых на территории РФ, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
Таким образом, отсутствуют основания для принятия к вычету сумм НДС, исчисленных и уплаченных продавцом в бюджет с сумм авансовых платежей при списании по окончании срока исковой давности сумм невостребованной кредиторской задолженности, образовавшейся по суммам авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) и не возращенных покупателю.
Такой вывод сделан в Письме Минфина РФ от 10.02.2010 г. № 03-03-06/1/58.
В Письме также отмечается, что согласно пп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде сумм налогов, относящихся к поставленным материально-производственным запасам, работам, услугам, если кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами) по такой поставке списана в отчетном периоде в соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ.
В Письме делается вывод, что возможность учесть в составе внереализационных расходов суммы НДС по полученным от покупателя авансам, списанным в связи с истечением срока исковой давности, главой 25 НК РФг не предусмотрена.
скрыть ответ
Является ли получение от родителей взносов на содержание детей в д/с коммерческой деятельностью?
Государственные (муниципальные) учреждения
показать ответ
Статья 11.1 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) определяет, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций.
Автономная некоммерческая организация является согласно п.3 ст.2 Закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях» организационно - правовой формой некоммерческой организации.
Деятельность государственных и негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством РФ.
Согласно ст. 12 Закона N 3266-1 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Следовательно, ваша организация признается образовательным учреждением.
Согласно п. 1 ст. 52.1 Закона об образовании учредители образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание ребенка в указанных организациях, если иное не предусмотрено данным законом и иными федеральными законами.
Согласно п.1 ст. 47 Закона N 3266-1 образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
- торговля покупными товарами, оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
- ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией (п. 2 ст. 47 Закона N 3266-1).
Таким образом, взимание родительской платы за содержание детей не может быть отнесено к предпринимательской деятельности образовательного учреждения. Данные операции связаны с ведением уставной деятельности вашего учреждения.
Порядок налогообложения некоммерческих организаций определен пунктом 2 статьи 251 НК РФ. Согласно этому пункту при определении налоговой базы некоммерческих организаций не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Вышеназванная норма законодательства содержит перечень видов целевых поступлений, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. Этот перечень является закрытым и расширению не подлежит. В данном перечне родительская плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях не поименована. Поэтому родительская плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях является доходом, облагаемым налогом на прибыль на общих основаниях (ст. 249 НК РФ).
Если дошкольное образовательное автономное учреждение находится на УСНО, родительская плата также включается в налоговую базу по единому налогу, поскольку при определении объекта обложения данным налогом учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Согласно п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации" выручка от оказания услуг является доходом от обычных видов деятельности. Указанное Положение некоммерческие организации, за исключением бюджетных учреждений, применяют в отношении доходов от предпринимательской и иной деятельности. Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним используется счет 90 (Инструкция по применению Плана счетов). При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от оказания услуг отражается по кредиту счета 90, субсчет 90-1 "Выручка", и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
скрыть ответ
Подлежат ли обложению НДФЛ, взносами в государственные внебюджетные фонды, взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний указанные выплаты? Возможно, ли принять в расходы для целей исчисления налога на прибыль суммы возмещения морального вреда, выплаченные работнику в соответствии с Коллективным договором? Кроме того, прошу высказать мнение относительно даты, на которую следует рассчитать средний заработок: - дата несчастного случая, либо дата акта установления профессионального заболевания; - дата акта расследования несчастного случая; - дата установления инвалидности (потери трудоспособности) в связи с несчастным случаем на производстве, профзаболеванием; - дата обращения работника с заявлением о выплате сумм морального вреда.
показать ответ
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном ТК РФ.
Работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ (ст. 22 ТК РФ).
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Поскольку Трудовой кодекс позволяет соглашением сторон трудового договора определять размер возмещения морального вреда, считаем, что дата, на которую следует рассчитать средний заработок, также может быть установлена соглашением сторон трудового договора (Коллективным договором).
В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в том числе, с возмешением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Сумма компенсации морального вреда, связанного с осуществлением налогоплательщиком трудовой деятельности, признается компенсационной выплатой и не подлежит налогообложению НДФЛ (Письмо Минфина РФ от 15.12.2004 г. № 03-05-01-04/107, от 28.11.2008 г. № 03-04-05-01/450, Письмо ФНС РФ от 01.02.2006 г. № 04-1-02/56@).
Данной точки зрения придерживаются и суды (Постановление ФАС Уральского округа от 04.08.2008 № Ф09-3096/08-С3 по делу № А76-24995/07, Определение ВАС РФ от 19.02.2009 г. № ВАС-15494/08).
В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ в состав внереализационных расходов включаются, в частности, расходы на возмещение причиненного ущерба.
Минфин России считает, что в пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ имеется в виду возмещение материального ущерба, следовательно, возмещение морального вреда, по его мнению, не может быть приравнено к возмещению причиненного ущерба (материального) и не отвечает условиям п. 1 ст. 252 НК РФ, и, соответственно, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2010 г. № 03-03-06/4/22).
Однако в пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ не указано, какой ущерб подлежит возмещению – материальный или моральный, поэтому, по нашему мнению, затраты на возмещение морального вреда работнику могут быть учтены в составе внереализационных расходов.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2009 № А42-6526/2007 суд указал, что в норме пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ не конкретизируется, какой именно ущерб подлежит возмещению – материальный или моральный, как и не содержится запрет на включение в состав внереализационных расходов затрат на возмещение морального вреда.
Аналогичное мнение выражено в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 25.04.2007 N Ф04-2428/2007(33555-А27-15) по делу N А27-17431/2006-2 и ФАС Московского округа от 09.03.2007, 16.03.2007 N КА-А40/1442-07 по делу N А40-33921/06-112-209.
Таким образом, если Ваша организация примет решение уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму возмещения морального вреда, это решение, возможно, придется отстаивать в суде, однако имеются шансы выиграть суд.
В сответствии с пп. а) п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования» не подлежат обложению страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Согласно п. 4 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонд социального страхования Российской Федерации, утв. Постановленим Правительства РФ от 07.07.1999 г. № 765, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начисляются на суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
Таким образом, по нашему мнению, на суммы компенсации морального вреда страховые взносы, в том числе взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не начисляются.
Обращаем Ваше внимание на то, что суммы возмещения морального вреда ни в пп. а) п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ, ни в п. 4 вышеприведенного Перечня прямо не упомянуты, однако и не конкретизируется понятие «возмещение вреда».
Если организация примет решение не облагать суммы компенсации морального вреда страховыми взносами, данную точку зрения, возможно, придется отстаивать в суде.
скрыть ответ
Работнику 16 мая 2010г. выдана справка о том, что ему установлена III группа инвалидности. Начиная, с какого месяца (с мая или с июня) можно применить в соответствии с пп.2 п.2 ст.57 Федерального закона от 24.07.2009г № 212-ФЗ пониженные тарифы для исчисления взносов во внебюджетные фонды с сумм заработной платы работника, являющегося инвалидом?
показать ответ
В соответствии с пп.2 п.2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) для организаций, предпринимателей и обычных физических лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, в 2010 году применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: ПФ РФ - 14%, ФСС - 0%, ФФОМС - 0%, ТФОМС - 0%.
Не следует забывать о том, что если организация попадает в категорию плательщиков, указанную выше, но при этом занимается производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 762, то такая организация не в праве применять пониженные страховые тарифы (пп.2 п.2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ).
То есть, в 2010 году с сумм заработной платы работника, являющегося инвалидом, организация обязана уплачивать только пенсионные взносы. Кроме того, работнику-инвалиду также следует начислять страховые взносы в ФСС РФ "на травматизм", порядок уплаты которых регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и иными нормативно правовыми актами.
Для того чтобы подтвердить свое право на применение пониженных тарифов страховых взносов, организациям, использующим труд инвалидов, при заполнении Расчета по начисленным и уплаченным взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование (форма N РСВ-1 ПФР), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н, нужно дополнительно заполнять разделы 3 "Расчет страховых взносов по пониженному тарифу в отношении отдельных работников" и 4 "Основания для применения пониженного тарифа" указанной формы.
Прямого указания на срок, с которого начинают применяться пониженные тарифы по пенсионным взносам, в законодательстве нет. В то же время ст. 11 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что дата осуществления выплат и иных вознаграждений для организаций определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения).
Таким образом, выплаты и иные вознаграждения включаются в базу для расчета пенсионных взносов на дату их начисления, а уже к рассчитанной базе применяется соответствующий тариф. В вашем случае на дату начисления выплат за май справка об инвалидности работникам была предоставлена. Поэтому, по нашему мнению, начиная с выплат за май, вы вправе применять пониженный тариф страховых взносов. В соответствии с Коллективным договором на 2010 год установлено, что при повреждении здоровья работника в результате несчастного случая или профессионального заболевания, повлекшего потерю трудоспособности (основание – справка МСЭК), либо продолжительную нетрудоспособность (свыше 4-х месяцев подряд) Работодатель выплачивает работнику возмещение морального вреда в размере трех среднемесячных заработков работника.
скрыть ответ
В компании с 2006 года работает гражданин Республики Беларусь. 09.07.2010 он увольняется и уезжает из РФ. Нужно ли ему пересчитывать НДФЛ за 2010 г.?
показать ответ
В соответствии с п. 1 ст. 21 Соглашения от 21.04.1995 между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество" граждане и предприятия одного Договаривающегося Государства не будут подвергаться в другом Договаривающемся Государстве иному или более обременительному налогообложению или связанному с ним обязательству, чем налогообложение и связанное с ним обязательство, которым подвергаются или могут подвергаться граждане и предприятия этого другого Государства при тех же обстоятельствах.
В соответствии с Письмом Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82 доходы граждан Республики Беларусь - потенциальных налоговых резидентов за выполнение трудовых обязанностей в Российской Федерации в соответствии с заключенным долгосрочным трудовым договором подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов с первого дня их пребывании на территории Российской Федерации. К гражданам Республики Беларусь - потенциальным налоговым резидентам Российской Федерации следует относить граждан Республики Беларусь, пребывающих на территории Российской Федерации в связи с заключением долгосрочного трудового договора с организацией-работодателем.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налогообложение доходов, полученных налоговыми резидентами Российской Федерации, в виде вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей на территории РФ производится согласно пункту 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ по ставке 13%.
В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год. Следовательно, если по итогам налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом, а налог с доходов, выплаченных в этом периоде, был удержан исходя из наличия на дату выплаты дохода статуса налогового резидента по ставке 13%, сумма налога, подлежащая уплате, пересчитывается по ставке 30% (Письмо УФНС по г.Москве от 29 декабря 2008 г. № 19-12/1211898).
Исходя из вышесказанного и учитывая условия вопроса, налоговые обязательства по НДФЛ за 2010 г. не нужно пересчитать по ставке 30%, по причине того, что гражданин Республики Беларусь находился на территории РФ 190 дней (количество дней пребывания достигло 183 дней).
скрыть ответ
*минимальная стоимость ответа 2500 р.