Консультации
Основной вид деятельности нашей организации телерадиовещание. Иногда съемки программ происходят поздно вечером - до 23.00. Поэтому мы заключили договор с транспортной фирмой для заказа такси, чтобы развозить сотрудников домой. Для этого есть приказ по предприятию о развозке сотрудников на такси, занятых в съемках. У нас в аренде есть один автомобиль, но он работает с 10.00 до 18.00 в основном для съемок сюжетов. Могу ли я включать расходы такси в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль? Или их надо отнести на доход сотрудников и облагать НДФЛ и страховыми взносами?
Налоговые споры (НДС, прибыль и другие)
показать ответ
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Пункт 25 ст. 255 НК РФ относит к расходам на оплату труда другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором. В соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов учитываются другие расходы, связанным с производством и реализацией. Подпункт 20 п. 1 ст. 265 НК РФ относит в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, другие обоснованные расходы.
Пункт 26 ст. 270 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Отметим, что такси не относится к транспорту общего пользования, специальным маршрутам и ведомственному транспорту.
На основании вышеприведенных норм отметим по рассматриваемой в вопросе ситуации следующее:
- расходы на проезд в такси могут быть признаны экономически обоснованными и документально подтвержденными;
- расходы на проезд в такси могут быть учтены в составе расходов на оплату труда, прочих или внереализационных расходов, перечни которых открыты;
- из п. 26 ст. 270 НК РФ по аналогии можно сделать вывод, что проезд работников от места работы до места проживания на такси должен быть обусловлен технологическими особенностями предпринимательской деятельности организации и (или) положениями трудовых договоров и (или) коллективного договора.
Таким образом, Налоговый кодекс не запрещает учитывать в составе расходов рассматриваемые затраты, если соблюдены условия п. 1 ст. 252 НК РФ.
Контролирующие органы в официальных разъяснениях придерживаются противоположного мнения. В частности, УФНС по г. Москве указал следующее:
- оплата проезда сотрудников к месту работы и обратно на такси не включается в состав расходов для целей налогообложения прибыли (независимо от наличия такого обязательства работодателя в трудовом или коллективном договоре) (Письмо от 27.06.2008 № 20-12/060976);
- учитывая, что гл. 25 НК РФ предусмотрено включение в состав расходов на оплату труда затрат, связанных с оплатой проезда сотрудников к месту работы и обратно, только транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, то оплата проезда сотрудников к месту работы и обратно на такси не включается в состав расходов для целей налогообложения прибыли (Письмо УФНС по г. Москве от 27.01.2006 № 20-12/5434).
Суды не поддерживают налоговиков, если налогоплательщиком соблюдены необходимые условия. Например, ФАС МО в Постановлении от 01.04.2009 № КА-А40/2218-09 отметил, что организация правомерно включила в состав расходов затраты на оплату услуг по перевозке работников на такси. Он исходил из следующего:
- организацией выполнены требования ст. 252 НК РФ (расходы на оплату услуг такси имеют непосредственное отношение к ее производственной деятельности, являются экономически обоснованными и документально подтвержденными);
- весь автотранспорт представлялся только для служебных заданий, а фактов использования такси в непроизводственных целях установлено не было;
- расходы на поездки от станций метро до места работы и обратно обусловлены выполнением организацией своих обязательств перед работниками;
- обеспечение организацией своих работников проездом к месту работы и обратно автобусами и такси обусловлено технологическими особенностями производства, что подтверждается удаленностью фабрики от жилого массива и остановок транспорта общего пользования, отсутствием общественного транспорта в месте нахождения фабрики;
- условие о предоставлении транспорта для проезда к месту работы и обратно является неотъемлемой частью заключаемых работодателем трудовых договоров.
Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 05.06.2009 № 09АП-8089/2009-АК (Постановлением ФАС МО от 24.09.2009 № КА-А40/9145-09 данное постановление оставлено без изменений) рассмотрел случай учета затрат по развозке сотрудников Центра Поддержки Клиентов на такси и сделал вывод о правомерности учета соответствующих затрат в составе прочих расходов. При этом было обращено внимание на следующее:
- приказом директора Санкт-Петербургского филиала общества было принято решение об обеспечении доставки в ночное время сотрудников Центра поддержки клиентов, работающих по сменному графику;
- технологические особенности оказания услуг подвижной связи требуют установления круглосуточного или многосменного режима работы персонала отдельных подразделений организации, что обуславливает необходимость обеспечения доставки работников, заканчивающих смену в ночное время, так как в указанное время общественный транспорт прекращает свою работу;
- между организацией и транспортной организацией был заключен договор на оказании услуг по организации пассажирских перевозок;
- имеются акты с перечнями услуг по перевозке пассажиров - работников, содержащие сведения о дате оказания услуги, места отправления, фамилии работника и места пункта назначения доставки, и расшифровками, содержащими сведения о времени оказания услуг, согласно которым заказ машин осуществлялся к 24:00 и к 01:00 часам по московскому времени.
Вывод.
Налоговый кодекс не запрещает учитывать в составе расходов затраты на проезд в такси работников от места работы до места проживания, обусловленный отсутствием общественного транспорта в ночное время.
В целях снижения налогового риска, имеет смысл иметь в наличии следующие оформленные документы:
- приказ (распоряжение) руководителя организации, из которого следует, что организация обеспечивает развоз на такси от места работы до дома сотрудников, которые в силу производственной необходимости заканчивают работу, например, в периоде с 22.00 до 23.00 часов;
- имеет смысл прописать в трудовых договорах или коллективном договоре обязанность оплачивать проезд в такси работников, если они заканчивают работу, например, в периоде с 22.00 до 23.00 часов;
- договор с транспортной организацией, предоставляющей по заказу такси;
- акты с перечнями услуг по перевозке пассажиров - работников, содержащие сведения о дате оказания услуги, места отправления, фамилии работника и места пункта назначения доставки, и расшифровками, содержащими сведения о времени оказания услуг;
- локальный нормативный акт (приказ, распоряжение и т.п.), из которого следует, что автомобиль Вашей организации эксплуатируется до 18.00.
скрыть ответ
Наша копания планирует оказывать услуги по организации доставки грузов клиента (клиент зарегитрирован в Казахстане) из Чехии до станции Тобол ( город на границе России и Казахстана)ж.д. транспортом. Мы заключаем договор с Эстонской компанией - перевозчиком. Вопросы: - будет ли российская организация выступать в качестве налогового агента при удержании налога на прибыль с дохода, полученного иностранной организацией - экспедитором (Эстония)по договору. Если да, то по какой ставке. - будет ли РФ являться местом реализации услуг.
показать ответ
Из условия вопроса следует, что российская организация планирует оказывать транспортно-экспедиторские услуги по доставке ж/д транспортом грузов клиента, зарегистрированного в Казахстане, из Чехии в Казахстан (город Тобол находится в Казахстане). Заключается договор с Эстонской компанией – перевозчиком.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения НДС являются операции по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ. Согласно пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, признается территория РФ, если услуги оказываются российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ.
Следовательно, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
- организация должна быть российской,
- пункт отправления и (или) пункт назначения должны находиться на территории РФ.
В рассматриваемом случае транспортно-экпедиторские услуги оказываются российской организацией, но пункты отправления и назначения находятся за пределами РФ.
Таким образом, местом реализации услуг, оказываемых российской организацией по транспортно-экспедиторскому обслуживанию грузов при транспортировке ж/д транспортом между пунктами отправления и назначения, расположенными за пределами территории РФ, территория РФ не является, и такие услуги не признаются объектом налогообложения НДС. Аналогичное мнение выражено в Письме Минфина РФ от 08.07.2009 г. № 03-07-08/143.
Если налогоплательщиком налога на прибыль является иностранная организация, получающая доходы от источников в РФ, не связанные с постоянным представительством в РФ, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию (налогового агента), выплачивающую указанный доход налогоплательщику (п. 4 ст. 286 НК РФ).
Особенности налогообложения налогом на прибыль иностранных организаций установлены статьями 306 – 309 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, относятся доходы от международных перевозок. Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.
В рассматриваемом случае перевозки осуществляются Эстонским перевозчиком между пунктами, находящимися за пределами РФ, и, следовательно, не являются международными перевозками.
Из вышеизложенного следует, что российская организация не будет выступать в качестве налогового агента по удержанию налога с дохода, полученного иностранной Эстонской организацией – перевозчиком по договору.
скрыть ответ
Какой все-таки последний срок сдачи отчетов в ФСС - 14 или 15 июля?
Правовое консультирование коммерческих организаций
показать ответ
Согласно п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ежеквартально представляют в территориальный орган ФСС РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС РФ, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования в срок до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В силу ч.2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В ч. 1 ст. 4 Закона N 212-ФЗ указано, что сроки, установленные настоящим Федеральным законом, определяются, в том числе, календарной датой.
В данном случае такой календарной датой является 15-ое число календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Поскольку Законом N 212-ФЗ установлена конкретная дата исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по представлению расчета (до 15-го числа календарного месяца), а не период времени (дни, месяц), предлог "до" не имеет правового значения. Данный вывод подтверждает, в частности, Постановление ФАС СЗО от 7 октября 2003 года N А05-2696/03-144/18.
Таким образом, последний срок сдачи расчета в ФСС РФ за полугодие – 15 июля. Аналогичные рассуждения применимы и для определения последнего срока сдачи расчета по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. То есть таким сроком будет 01 августа.
Отметим, что у Минздравсоцразвития РФ на это счет иное мнение. В Письме от 01.03.2010 N 422-19 данное ведомство указало, что выражения "до 1-го числа" и "до 15-го числа" означают, что срок представления расчетов в соответствующие территориальные внебюджетные фонды истекает в день, который является предыдущим первому числу второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, и соответственно 15-му числу календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
скрыть ответ
Наша организация заключила договор с физическим лицом на изготовление рюкзаков для промышленных альпинистов. Какими документами должна сопровождаться передача данной продукции от физ.лица организации, работающей на ОСН? Возникают ли обязанности налогового агента по уплате НДФЛ?
показать ответ
Согласно п.1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Утвержденной формы первичного документа для оформления операций по передаче изготовленной продукции от исполнителя (физического лица) к заказчику (Обществу) для таких случаев нет.
Таким документом может являться акт приемки-передачи произвольной формы. Главное, учесть требования п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В соответствии с данной статьей первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.
В случае составления приемного акта приходный ордер (форма М-4) не составляется (п. 49 Методических указаний по учету МПЗ).
Таким образом, по нашему мнению, передача данной продукции от физического лица организации, оформляется актом приемки-передачи произвольной формы.
Обратите внимание, что если условием договора предусмотрено изготовление рюкзаков из материалов заказчика, то физическое лицо должно представить отчет о расходе материалов и акт о приемки-передачи произвольной формы.
Для целей НДФЛ к доходам от источников в Российской Федерации относится, в частности, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации (пп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ).
Подпунктом 1 п. 1 ст. 223 НК РФ определено, что при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках.
Обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию, уплате НДФЛ и представлению сведений о доходах физических лиц предусмотрены в п. п. 1, 2, 4, 6 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ.
Возлагаемые НК РФ обязанности налогового агента не применяются в отношении доходов, выплачиваемых индивидуальному предпринимателю (п. 2 ст. 226 НК РФ).
На основании п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.
При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.
Таким образом, у Общества возникает обязанность исчисления и уплаты НДФЛ в бюджет с доходов физического лица.
скрыть ответ
Существует ли у организации ответственность за не создание обособленных подразделений, в случае ведения бизнеса вне местонахождения организации?
Правовое консультирование коммерческих организаций
показать ответ
Ст. 11 Налогового кодекса РФ дает определение обособленного подразделения организации (далее - ОП) - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца). Признание ОП организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
То есть, ОП будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации. Как только ОП начинает осуществлять деятельность предприятие должно:
- Встать на налоговый учет по месту нахождения ОП (п. 1 ст. 83 НК РФ) в течение 1 месяца с момента создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Это делается по Форме № 1-2-Учет.
- Известить налоговую по месту нахождения организации (головного подразделения) о создании ОП в течение 1 месяца с момента создания обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это необходимо сделать по Форме № С-09-3.
Если же организация создала ОП на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). Об открытии ОП необходимо будет лишь сообщить в налоговый орган.
В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, предусматривающие ответственность, связанную с нарушением процедуры постановки на учет:
- штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей (ст. 116 НК РФ).
- штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей (ст. 117 НК РФ).
Таким образом, ст. 116 Налогового кодекса РФ следует применять в случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет ОП, при этом пропустила сроки постановки, но надлежащим образом платила налоги с его деятельности. А ст.117 Налогового кодекса РФ - в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет, и организация не платила налоги в связи с деятельностью этого подразделения. Однако по поводу применения статьи 117 Налогового кодекса РФ единой точки зрения нет.
Точка зрения Минфина Росси по данному вопросу, в лице департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, выражено Письме от 26.11.2008 г. N 03-02-07/1-477. Его позиция относительно данной ситуации однозначна - ст.117 Налогового кодекса РФ применяется в случае осуществления деятельности организацией без постановки ее ОП на учет в налоговом органе.
В судебной же практике можно встретить два мнения:
- Положения указанной статьи применимы лишь по отношению к ведению деятельности без постановки на учет организации вообще, а не ОП. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через ОП без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (См. постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).
- На основании указанной статьи правомерно привлечение налогоплательщика к ответственности за ведение деятельности через ОП без постановки на учет (постановления ФАС Дальневосточного округа от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.08.06 № А19-11498/05-24-41-Ф02-4411/06).
Исходя из вышесказанного, если организация осуществляет деятельность и имеет оборудованные рабочие места по адресу, отличному от основного места нахождения организации, она обязана создать ОП, известив об этом налоговый орган. В противном случае налоговым органом к организации могут применяться меры, установленные ст. 116 и ст. 117 Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание, что за данное нарушение также предусмотрена административная ответственность по ст. 15.3 КоАП РФ, а именно:
- нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
- нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
скрыть ответ
*минимальная стоимость ответа 2500 р.