Консультации
За 2 квартал 2010 г. выручка маленькая в результате НДС к возмещению из бюджета. Что можно сделать, чтобы не показывать возмещение, иначе попадаем под камеральную проверку?
Налоговые споры (НДС, прибыль и другие)
показать ответ
В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Таким образом, для принятия к вычету сумм "входного" НДС должно единовременно выполняться три условия: товары (работы, услуги) приобретены для деятельности, облагаемой НДС, приняты к учету (оприходованы) и по ним имеется счет-фактура.
Согласно разъяснениям специалистов финансового ведомства, изложенным в Письме от 30.04.2009 N 03-07-08/105, право на вычет сумм НДС, предъявленных по товарам, работам, услугам, использованным для осуществления на территории РФ операций, облагаемых НДС, возникает у российского налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором соблюдены все условия (товары приняты на учет, имеются счета-фактуры, выставленные продавцами). При этом на основании положений п. 2 ст. 173 НК РФ указанным правом налогоплательщик может воспользоваться в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Таким образом, учитывая разъяснения Минфина России, Ваша организация имеет возможность выбирать, в каком периоде применять вычет "входного" НДС, в пределах трехлетнего срока.
Что касается арбитражной практики по данному вопросу, то она достаточно противоречива.
Согласно позиции, высказанной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 N 10807/05 по делу N А40-40577/04-98-426, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, вычет можно применить позже, чем появилось право на него. По мнению судей, положение абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ указывает только на право налогоплательщика предъявить к вычету в полном объеме суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам основных средств, после их принятия налогоплательщиком на учет и не содержит запрета на предъявление к вычету таких сумм, уплаченных при приобретении основных средств, используемых при оказании налогоплательщиком услуг, перечисленных в п. 1 ст. 164 НК РФ, за пределами налогового периода, в котором эти основные средства были поставлены на учет.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 31.03.2009 N Ф09-1799/09-С2 суд указал, что из системного анализа норм ст. ст. 171, 173, 176 НК РФ следует, что законодательство о налогах и сборах не содержит запрета для налогоплательщика по использованию права на налоговый вычет НДС в более поздний налоговый период, чем в налоговый период, в котором были произведены оплата поставщиком товаров и факт его оприходования (при условии соблюдения трехлетнего срока).
Кроме того, само по себе применение налоговых вычетов по НДС, на которые налогоплательщик имеет установленное законом право, в более позднем периоде, чем тот, в котором были произведены оплата поставщиком товаров и их оприходование, не приводит к изменению налогового бремени налогоплательщика и неуплате налога в бюджет.
В Постановлении ФАС Московского округа от 04.06.2007, 07.06.2007 N КА-А40/5004-07 значится, что заявить вычеты по НДС можно в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был уплачен налог. Налогоплательщик сам выбирает период, в котором может заявить налоговые вычеты.
Имеются и другие судебные решения, подтверждающие данный подход, например, Постановления ФАС Поволжского округа от 24.02.2009 по делу N А57-17025/2007, ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2009 по делу N А56-12155/2008, ФАС Уральского округа от 16.03.2009 N Ф09-1470/09-С2, ФАС Московского округа от 16.01.2009 N КА-А41/12920-08.
Вместе с тем есть судебные решения, в соответствии с которыми нельзя применять вычет по НДС позже, чем появилось право на него.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 19.11.2007 N Ф09-1824/07-С2 по делу N А47-10923/06 суд пришел к выводу, что по смыслу п. 4 ст. 166, п. 1 ст. 172 НК РФ налогоплательщик может применить вычет при исчислении НДС только в том налоговом периоде, когда возникло право на вычет. НК РФ не предоставляет налогоплательщику право по своему усмотрению и исходя из целесообразности применять вычеты в иные налоговые периоды.
Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.02.2009 по делу N А53-5999/2008-С5-23, ФАС Московского округа от 20.06.2006 N КА-А41/5301-06, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.12.2006 N А19-9146/06-30-Ф02-6809/06-С1, ФАС Уральского округа от 18.07.2007 N Ф09-5407/07-С2 и др.
скрыть ответ
Как сделать уточненный расчет по НДС за прошлый год, если изменения вносятся и в книгу покупок и в книгу продаж? В каком периоде делать исправительные проводки?
Налоговые споры (НДС, прибыль и другие)
показать ответ
Из вопроса следует, что организация в текущем году выявила, что необходимо в бухгалтерском учете сделать исправительные проводки, касающиеся прошлого года, затрагивающие НДС. При этом организация вносит изменения в книги покупок и продаж и сдает уточненную декларацию по НДС за прошлый год.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ст. 81 НК РФ, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (положение действует с 01.01.2010).
Выводы
Исправительные проводки в бухгалтерском учете, касающиеся 2009 года, оформляют в периоде обнаружения искажений (в 2010 году) путем составления бухгалтерской справки в периоде их обнаружения.
Если ошибки (искажения) привели к занижению суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет в соответствующем налоговом периоде 2009 года, то организация обязана представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за этот налоговый период. При этом чтобы избежать привлечения к налоговой ответственности, ей необходимо уплатить в бюджет недостающую сумму налога, а также причитающиеся пени.
Если ошибки (искажения) не привели к занижению суммы НДС, подлежащей уплате в соответствующем налоговом периоде 2009 года, то организации вправе учесть эти искажения в декларации по НДС, представляемой за тот налоговый период 2010 года, в котором были выявлены такие ошибки (искажения).
скрыть ответ
До введение в действие 212-ФЗ на заработную плату инвалидов до 100000 руб. не начислялся ЕСН. Существует ли это предел при начислении страховых взносов?
Налоговые споры (НДС, прибыль и другие)
показать ответ
В Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ не содержится льгот, которые были предусмотрены гл. 24 НК РФ. В ст. 239 НК РФ было установлено освобождение от уплаты ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам инвалидам, а также для общественных организаций инвалидов, учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, научных и иных социальных целей.
Однако в период с 2010 по 2014 г. установлены пониженные страховые тарифы для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, в отношении указанных выплат и вознаграждений (пп. 2 п. 2 ст. 57, ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ работодатели (организации и предприниматели), применяющие общий режим налогообложения, в 2010 г. с выплат лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне, при условии, что у организации есть статус резидента такой зоны, и выплат инвалидам I, II или III группы независимо от статуса организации и размера выплачиваемых сумм, будут платить только взносы в ПФР (14%). Такой же порядок оплаты взносов (14%) установлен для следующих организаций, причем независимо от суммы выплат каждому человеку:
- общественные организации инвалидов (их региональные и местные отделения), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;
- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.
В отношении страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, тариф установлен в размере 0%. Однако пониженный тариф не распространяется на плательщиков, которые занимаются производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 N 762. Данный Перечень полностью идентичен применявшемуся ранее для целей ЕСН (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 884).
С 2010 г. предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составляет 415 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Если суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физлица превысят этот предел, то страховые взносы с суммы превышения не взимаются.
Таким образом, исходя из вышесказанного предельная величина доходов физического лица (в том числе если он является инвалидом) , для исчисления страховых взносов составляет 415 000 руб. При доходе свыше данной суммы страховые взносы не начисляются. Размер страховых взносов для инвалидов составляет в 2010 году - 14%.
скрыть ответ
Является ли ошибкой в строке 5 счета-фактуры при указании номера платежно-расчетного документа в случае получения авансовых платежей в счет предстоящих поставок не целиком, то есть поставщик вместо номера 1153 указывает номер 53? (Учитывая что в банковских документах поставщика номер значится 53, а в документах нашей организации 1153.)
показать ответ
Вопрос заключается в следующем: вправе ли покупатель принять к вычету НДС, если его платежное поручение на уплату аванса имеет четырехзначный номер, а в строке 5 «К платежно-расчетному документу № ___ от ___» счета-фактуры указаны лишь две последние цифры этого четырехзначного номера?
Согласно Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914) в строке 5 указываются реквизиты (номер и дата составления) платежно-расчетного документа.
Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ, счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных п. 5, 5.1 и 6 данной статьи.
Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 и 6 указанной статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В пп. 4 п. 5 данной статьи указано, что, в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:
- номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В рассматриваемой ситуации номер, указанный в строке 5 счета-фактуры, не соответствует номеру платежного поручения покупателя (указаны лишь две последние цифры четырехзначного номера платежного поручения).
Отметим, что часто возникает ситуация, когда в строке 5 счета-фактуры указывают сокращенный до трех последних символов номер платежного поручения, которым покупатель перечислил аванс. Подобное сокращение обосновывается Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации (утверждено ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П), согласно которому платежное поручение заполняется банком с учетом того, что если его номер состоит более чем из трех цифр, то платежное поручение при осуществлении платежей через расчетную сеть Банка России идентифицируется по трем последним разрядам номера, которые должны быть отличны от «000». По этой ситуации финансисты высказались в Письме от 07.11.2007 № 03-07-11/556: указание в строке 5 «К расчетно-платежному документу» счета-фактуры, выставляемого продавцом при реализации товаров, в счет поставок которых были получены авансы, трехзначного номера платежно-расчетного документа (платежного поручения), не является нарушением порядка заполнения счета-фактуры. Поэтому суммы НДС, указанные в таких счетах-фактурах, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Отметим, что суды разделяют это мнение. Например, ФАС МО в Постановлении от 22.05.2009 № КА-А40/4421-09 посчитал, что указание поставщиком оборудования в выставленном счете-фактуре номера платежного поручения № 89, представляющего собой три последние цифры номера представленного обществом платежного поручения № 005089 не может рассматриваться как нарушение положений ст. 169 НК РФ. Также суд кассационной инстанции учел, что данный счет-фактура позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъектов), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму налога. А Конституционный Суд РФ в своем Определении от 15.02.2005 № 93-О разъяснил, что положения ст. 169 Налогового кодекса РФ не запрещают принимать к вычету суммы НДС, исчисление и оформление которых соответствует требованиям, необходимым для налогового контроля. Аналогичное мнение высказано данным судом в Постановлении от 21.01.2009 № КА-А40/13256-08.
Ситуация, рассмотренная в Вашем вопросе, аналогична данной. Поэтому отметим следующие моменты.
Во-первых, в рассмотренной ситуации сокращение номера платежного поручения до двух знаков было сделано банком продавца. Соответственно, имеет смысл узнать в банке, в соответствии с каким нормативным документом было произведено подобное сокращение.
Во-вторых, в данной ситуации по аналогии можно руководствоваться Письмом Минфина России от 07.11.2007 № 03-07-11/556, согласно которому указание в счете-фактуре сокращенного номера платежного поручения не признается нарушением порядка заполнения счета-фактуры.
В-третьих, применяется п. 2 ст. 169 НК РФ, согласно которому ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. В соответствии с этой нормой сокращение номера платежного поручения, указанного в счете-фактуре, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету НДС.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что указание в счете-фактуре номера платежного поручения, сокращенного до двух последних знаков, не может являться нарушением порядка заполнения счета-фактуры. Поэтом НДС по такому счету-фактуре можно принять к вычету.
скрыть ответ
Возможна ли замена спецпитания работникам, работающим во вредном производстве, денежной компенсацией и на каких условиях?
показать ответ
В соответствии со ст.222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Молоко и другие равноценные пищевые продукты
Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н установлены "Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока" (далее - Нормы).
Обращаем Ваше внимание, что замена выдачи молока денежной компенсацией - право, а не обязанность работодателя. Поэтому работодатель на просьбу работника о замене выдачи молока деньгами вправе ему отказать. И наоборот: работодатель без согласия работника также не может производить такую замену.
Итак, если ни работодатель, ни работник не возражают против замены выдачи молока денежной компенсацией, нужно:
- предусмотреть в коллективном и (или) трудовом договоре:
- возможность такой замены;
- размер компенсации, исходя из качественной характеристики молока (питьевое, пастеризованное или стерилизованное);
- порядок индексации компенсации;
- порядок ее выплаты.
Это необходимо сделать во избежание претензий как со стороны работников, так и со стороны проверяющих (трудинспекции, налоговиков);
- получить заявление работника о согласии на замену молока денежной компенсацией, написанное в произвольной форме .
Таким образом, замена молока и других равноценных продуктов возможна денежной компенсацией при соблюдении норм трудового права и норм, предусмотренных Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н.
Выдаем лечебно-профилактическое питание
Обратите внимание, что работникам, занятым на особо вредных производствах, нельзя заменить лечебно-профилактическое питание денежной компенсацией (абз.2 ст.222 ТК РФ).
Однако, не допускается выдача лечебно-профилактического питания, не полученного своевременно имеющими на это право работниками, а также выплата денежных компенсаций за неполученное своевременно лечебно-профилактическое питание, за исключением случаев неполучения лечебно-профилактического питания вследствие действий работодателя.
Порядок возмещения работникам не полученного своевременно лечебно-профилактического питания вследствие действий работодателя разрабатывается с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включается в коллективный (трудовой) договор (пункт 11 Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н).
Таким образом, замена лечебно-профилактического питания денежной компенсацией, недопустима в исключительных случаях, а именно когда питание не получено работником своевременно. Если такие ситуации возникают, то порядок возмещения работнику не полученного своевременно питания нужно прописать в коллективном и (или) трудовом договоре.
Обратите внимание, что расходы на выплату денежной компенсации (при замене молока и других равноценных продуктов; лечебно-профилактическое питание не получено своевременно) учитываются в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 3 ст. 255 НК РФ).
скрыть ответ
*минимальная стоимость ответа 2500 р.